Navigation bar
  Print document Start Previous page
 234 of 402 
Next page End  

объективный действий (лишение пищи) и появлением определенных реакций (увеличение потребления
пищи). Голод как возможное мотивационное состояние не побуждает поведение; обстоятельства,
относящиеся к окружению, служат ему причиной. Скиннер не признавал как сами собой разумеющиеся
особые свойства (гомеостатические или гетеростатические) таких мотивов.
Познаваемость—непознаваемость. То, что Скиннер строго придерживался положения о
детерминизме и объективности, логически требует столь же сильной приверженности положению
познаваемости. Он настаивал на том, что поведение определяется внешними, объективными факторами,
что эти факторы можно выделить с помощью соответствующим образом поставленного эксперимента и
что, следовательно, все поведение (природа) человека, в конечном счете, познаваемо научными
методами.
Хотя изучать поведение трудно, Скиннер утверждал, что наука все же может это делать, только
исследователям нужно избавиться от мифологического представления, что люди свободны и что
существуют внутренние факторы, ответственные за их действия. В сущности, основные положения о
природе человека, принимаемые многими учеными, препятствуют им изучать поведение. Чтобы
успешно применять научную методологию к человеку, необходимо рассматривать людей как
объективно детерминированных.
Иначе говоря, Скиннер полагал, что истинная наука о поведении
появится только в том случае, если другие психологи примут его специфические основные положения о
природе человека.
Теперь давайте рассмотрим некоторые эмпирические исследования, иллюстрирующие эту в
высшей степени интересную точку зрения.
Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения
Это было бы монументальной задачей — хотя бы просто осветить тысячи исследований
животных и человека, эмпирически доказывающих валидность бихевиористских принципов
оперантного научения. Не в пример другим современным психологам, Скиннер получил огромное
количество экспериментальных данных, поддерживающих его концептуальные идеи. Более того, он
привлек большую группу последователей, которые продолжили его работу по развитию научно
обоснованного подхода к поведению. Несомненно, что бихевиористская точка зрения Скиннера имела
большое влияние как на фундаментальные, так и на прикладные аспекты американской психологии. В
дальнейшей дискуссии рассматриваются методологические особенности подхода Скиннера к
бихевиоральному исследованию и приводятся примеры того, как его принципы были валидизированы в
области клинических исследований. Студенты, желающие изучить эти аспекты точки зрения Скиннера
более детально, могут познакомиться со следующими работами: «International Handbook of Behavior
Modification and Behavior Therapy» (Bellack et al, 1982); «Dictionary of Behavior Therapy Techniques»
(Bellack, Hersen, 1985); «Behavior Therapy: Techniques and Empirical Findings» (Rimm, Masters, 1979).
«The Journal of the Experimental Analysis of Behavior», «The Journal of Applied Behavior Analysis» и
«Behavior Research and Therapy» также публикуют сообщения об экспериментальных исследованиях,
посвященных эмпирическим доказательствам и применению скиннеровских концепций к изучению
поведения.
Методологическая стратегия Скиннера была совсем не традиционной. Во-первых, как уже было
замечено, его экспериментальный анализ поведения был сфокусирован на единственном субъекте в
противовес более распространенному методу работы с представительной группой субъектов. Эта опора
на модель исследования единственного субъекта демонстрирует веру Скиннера в то, что
психологическая наука должна, в конечном счете, вести к открытию точных и поддающихся
количественному определению закономерностей, применимых к фактически существующему
индивидуальному поведению.
Второй чертой, характеризующей методологическую ориентацию Скиннера, была ориентация на
максимально автоматизированный эксперимент со строгим контролем условий, при которых
оценивается поведение. В типичном экспериментальном исследовании необходимо пройти следующие
стадии:
1)
установить базисное измерение скорости постоянных реакций (например, суммарную запись
спонтанной скорости нажатия рычага крысой);
2)
ввести режимную или контролирующую переменную (например, режим подкрепления через
строго установленный временной интервал);
Hosted by uCoz