Navigation bar
  Print document Start Previous page
 237 of 402 
Next page End  

Рис. 7-4. Число нарушений при выполнении обычных утренних процедур. (Адаптировано из
Atthowe, Krasner, 1968, p. 41).
Несмотря на впечатляющие результаты, полученные в этом клиническом исследовании, все же
не ясно, изменялось ли поведение именно от специфических подкреплений. Например, существует
возможность того, что пациенты, участвующие в эксперименте с жетонной системой вознаграждений,
просто реагируют на энтузиазм, внимание и ожидания персонала госпиталя. Сторонники
бихевиоральной терапии настаивают на том, что такое объяснение не обоснованно и что изменения в
поведении пациента являются прямым результатом применения вероятностного метода. Эйлон и Эзрин
(Ayllon, Azrin, 1965) безусловно поддерживают эту точку зрения. Они обнаружили, что проявления
желаемого поведения прямо зависят от наличия или отсутствия жетонного подкрепления. Основываясь
на шести специфических экспериментах с жетонной системой вознаграждений, они пришли к
заключению, что желаемое поведение сохранялось «на высоком уровне, пока применялась
подкрепляющая методика» (Ayllon, Azrin, 1965, p. 381).
Таким образом, вероятно, можно заключить, что жетонная система вознаграждений может быть
использована для закрепления нормального адаптивного поведения у пациентов. Исследования также
показали, что при жетонной системе вознаграждений может сократиться срок пребывания пациентов в
больнице и уменьшиться коэффициент повторной госпитализации (Curran et al., 1982; Paul, Lentz, 1977).
Далее следует отметить, что жетонная система вознаграждений интенсивно использовалась в различных
ситуациях в классе с «нормальными» детьми, делинквентными подростками, людьми, склонными
злоупотреблять наркотиками, и умственно отсталыми (Kazdin, Bootzin, 1972; O'Leary, Drabman, 1971).
Наконец, жетонную систему вознаграждений можно использовать, чтобы устранить страх,
гиперактивность, агрессивное поведение у детей и уменьшить супружеские разногласия (Kazdin, 1977;
Stuart, 1969).
Применение: лечение, основанное на оперантном научении
Сфера возможного применения концепции скиннеровского оперантного научения очень велика.
Основные области применения:
-
психофармакология или изучение влияния лекарственных препаратов на поведение;
-
образовательные технологии, включающие приборы программного обучения и системы
управления в классе;
-
психолингвистика и формирование вербального поведения;
-
промышленный менеджмент, включая удовлетворение работой и отношениями на
Hosted by uCoz