Navigation bar
  Print document Start Previous page
 247 of 402 
Next page End  

школу, в которой было только 20 учеников и два учителя. Вынужденный заниматься самообразованием,
как и его одноклассники, Бандура вспоминает, что фактически каждый выпускник сделал успешную
профессиональную карьеру. Летом он ремонтировал автомагистрали на необжитом Юконе.
Опубликовано очень мало сведений о его детстве.
<Альберт Бандура (род. 1925).>
После средней школы Бандура посещал Университет провинции Британская Колумбия в
Ванкувере, где получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1949 году. После этого он продолжал
обучение в Университете Айовы, где получил в 1951 году степень магистра гуманитарных наук и в 1952
году — степень доктора философии. Затем он прошел годовую клиническую интернатуру в
Консультативном центре Уичиты, штат Канзас, и занял пост на факультете психологии в Стэнфордском
университете.
На протяжении своей профессиональной деятельности Бандура активно занимался развитием
социально-когнитивного подхода к изучению и пониманию личности. Он опубликовал несколько книг
и бесчисленное множество научных статей, сделав огромный вклад в развитие гуманитарных наук. Его
ранние книги «Подростковая агрессия» (1959) и «Социальное научение и развитие личности» (1963)
были написаны в соавторстве с Ричардом Уолтерсом (Richard Walters), его первым студентом после
получения степени доктора философии. Затем он опубликовал «Принципы модификации поведения»
(1969), обширный обзор психосоциальных принципов, которые регулируют поведение. В 1969 году
Бандура был назван действительным членом Центра углубленного изучения поведенческих наук в
Стэнфордском университете. В это время он пишет книгу «Агрессия: анализ с позиции социального
научения» (1973) и по собственному желанию работает над изучением субкультуры ежедневных
волейбольных игр сотрудников Центра. Он также опубликовал работу под названием «Теория
социального научения» (1971), краткое толкование ключевых концепций, которые помогают объяснить
поведение. В двух своих недавних книгах «Социальная теория научения» (1977b) и «Социальные
основы мышления и поведения» (1986) Бандура дает обзор современных теоретических и
экспериментальных достижений, касающихся социально-познавательной модели личности.
Заслуги Бандуры в области развития психологии были высоко оценены. Он был избран
президентом Американской психологической ассоциации в 1973 году. В 1980 году он получил награду
Американской психологической ассоциации за выдающиеся научные достижения и за «новаторские
эксперименты во многих направлениях, включая нравственное развитие, научение через наблюдение,
овладение страхом, лечебные стратегии, самоконтроль... процессы самоотношения и когнитивную
регуляцию поведения... Его бодрость, сердечность и личный пример вдохновили многих его студентов
на активную деятельность» (American Psychologist, 1981, p. 27).
После почти 40 лет преподавательской и исследовательской деятельности Бандура занял
специально для него созданный пост в Стэнфордском университете. Он и его жена Вирджиния
получают наслаждение от оперы и симфонической музыки, любимое развлечение в пятницу —
посещение одного из прекрасных ресторанов Сан-Франциско. Бандура также любит прогулки в горах
Сьерры.
Сегодня Бандура — ведущий социально-когнитивный теоретик, признанный пионер
модификации поведения и ведущий авторитет в том, что касается агрессивности и полоролевого
развития. Его суждения имеют большое влияние на современную психологию, особенно в клинической
и исследовательской областях, поэтому он заслуживает нашего особого внимания.
Основные принципы социально-когнитивной теории
Мы начинаем наше изучение социально-когнитивной теории Бандуры с его оценки того, как
другие теории объясняют причины поведения человека. Таким образом, мы можем сравнить его точку
зрения на человека с другими.
За пределами внутренних сил
Бандура отмечает, что до недавнего времени наиболее общим положением, популяризованным
различными психодинамическими доктринами, было убеждение в том, что поведение человека зависит
от целого ряда внутренних процессов (например, влечений, побуждений, потребностей), часто
действующих на уровне ниже порога сознания (Bandura, 1989b). Хотя эта точка зрения широко
Hosted by uCoz