Navigation bar
  Print document Start Previous page
 249 of 402 
Next page End  

Рис. 8-1. Схематическое представление модели взаимного детерминизма Бандуры.
Функционирование человека рассматривается как продукт взаимодействия поведения, личностных
факторов и влияния окружения. (Адаптировано из Bandura, 1989а)
Разработанная Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на
поведение влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть
люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение. Например, грубое поведение
человека на званом вечере может привести к тому, что действия окружающих его людей будут, скорее,
наказанием, а не поощрением для него. И напротив, дружелюбный человек на том же самом вечере
может создать окружение, в котором для него будет достаточно поощрения и мало наказания. Во
всяком случае, поведение изменяет окружение. Бандура также утверждал, что благодаря своей
необычайной способности использовать символы люди могут думать, творить и планировать, то есть
они способны к познавательным процессам, которые постоянно проявляются через открытые действия.
Заметим, что стрелки на рис. 8-1 указывают в обе стороны, а это значит, что каждая из трех
переменных в модели взаимного детерминизма способна влиять на другую переменную. Но как мы
можем предсказать, какой из трех компонентов системы будет влиять на другие? Это в основном
зависит от силы каждой из переменных. Иногда наиболее сильны влияния внешнего окружения, иногда
доминируют внутренние силы, а иногда ожидание, вера, цели и намерения формируют и направляют
поведение. В конечном итоге, однако, Бандура полагает, что по причине двойной направленности
взаимодействия между открытым поведением и окружающими обстоятельствами люди являются и
продуктом, и производителем своего окружения. Таким образом, социально-когнитивная теория
описывает модель взаимной причинности, в которой познавательные, аффективные и другие
личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты.
Вне подкрепления
Какие факторы позволяют людям учиться? Современные теоретики научения делают акцент на
подкреплении как на необходимом условии для приобретения, сохранения и модификации поведения.
Скиннер, например, утверждал, что внешнее подкрепление обязательно для научения. А Бандура, хотя и
признает важность внешнего подкрепления, не рассматривает его как единственный способ, при
помощи которого приобретается, сохраняется или изменяется наше поведение. Люди могут учиться
наблюдая или читая, или слыша о поведении других людей. В результате предыдущего опыта люди
могут ожидать, что определенное поведение будет иметь последствия, которые они ценят, другое —
произведет нежелательный результат, а третье — окажется малоэффективным. Наше поведение,
следовательно, регулируется в значительной мере предвиденными последствиями (Bandura, 1989а).
Например, в качестве владельцев дома мы не ждем, пока дом сгорит, чтобы застраховать его от пожара.
Напротив, мы полагаемся на полученную от других информацию о роковых последствиях отсутствия
пожарной страховки и приходим к решению приобрести ее. Точно так же, пускаясь в рискованное
путешествие по дикой местности, мы не ждем, пока нас застигнет снежная вьюга или проливной дождь,
а сразу одеваемся по-походному. В каждом случае мы можем заранее вообразить последствия
неадекватной подготовки и принимаем необходимые меры предосторожности. Посредством нашей
способности представлять действительный исход символически будущие последствия можно перевести
в сиюминутные побудительные факторы, которые влияют на поведение во многом так же, как и
Hosted by uCoz