Navigation bar
  Print document Start Previous page
 252 of 402 
Next page End  

причиной того, что студент потерял ход мыслей (или даже не находил его), тем самым искажая процесс
научения.
Определенные факторы, одни из которых включают наблюдателя, другие — моделируемую
деятельность, а третьи — структурное оформление взаимодействий человека, могут в большой степени
повлиять на вероятность того, что какая-то часть наблюдаемого поведения будет усвоена наблюдателем
и закодирована в долговременной памяти. Бандура (Bandura, 1969а) показывает, что среди детерминант
внимания, влияющих на моделирование, ассоциативные модели являются наиболее важными. Люди, с
которыми мы регулярно общаемся, определяют типы поведения, которое можно наблюдать и,
следовательно, изучить наиболее полно. Возможности для научения альтруистическому поведению,
например, у члена уличной банды существенно отличаются от таковых у члена религиозной группы.
Подобным образом, возможно, внутри любой социальной группы есть люди, которые привлекают к
себе большее внимание, чем другие, благодаря своей власти, статусу и принятой роли. Функциональная
ценность, соответствующая поведению, представленному различными моделями (то есть получило
поведение данной модели поощрение или наказание), оказывает существенное влияние на выбор тех
моделей, которым человек будет подражать, и тех, которые он будет игнорировать. Внимание к модели
также регулируется ее личной привлекательностью. Обычно ищут модели, олицетворяющие
харизматические качества, в то время как тех, кто демонстрирует неприятные качества, обычно не
замечают или отвергают. Тот факт, что многие чернокожие и испаноговорящие подростки в США
глумятся над ценностями среднего класса белых, иллюстрирует эту истину.
Модели, представленные высококомпетентными людьми, признанными специалистами,
знаменитостями или суперзвездами, вероятно, должны привлекать большее внимание, чем модели,
лишенные этих качеств. Рекламодатели, предлагающие товар, начиная от обуви и кончая предметами
женской гигиены, наживают капитал на этой идее, используя телевизионных ведущих, спортивных
звезд и финансовых воротил в рекламе своих товаров. Другие переменные, которые особенно важны на
этой стадии, — это собственные способности и мотивы наблюдателя. Например, если наблюдатель-
мужчина обращает внимание на физическую привлекательность модели-женщины,
он будет особенно
пристально наблюдать за тем, что она делает. По существу, любой набор характеристик, который
превращает наблюдение за моделью в течение длительного времени в поощрение, увеличивает
вероятность проявления внимания к модели и, следовательно, вероятность моделирования.
Процессы сохранения: запоминание модели. Второй набор процессов, вовлеченных в
научение через наблюдение, касается долговременной репрезентации в памяти того, что наблюдалось
когда-то (Zimmerman, Rosenthal, 1974). Попросту говоря, наблюдение за поведением модели не будет
эффективным, если человек не запомнит ее. Действительно, не имея возможности вспомнить, что
делала модель, наблюдатель едва ли продемонстрирует стойкое изменение поведения.
Бандура предлагает две основные внутренние репрезентативные системы, с помощью которых
поведение модели сохраняется в памяти и превращается потом в действие. Первая —
образное
кодирование. По мере того как человек наблюдает модельные стимулы, в процессе сенсорного научения
возникают относительно стойкие и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. Мысленные
образы формируются так, что любая ссылка на события, наблюдаемые ранее, сразу вызывает живой
образ или картину физических стимулов. Бандура предполагает, что это повседневный феномен, и
объясняет им способность человека «видеть» образ друга, с которым он обедал на прошлой неделе или
образ деятельности (езда на велосипеде, игра в гольф, плавание под парусом), которой он был занят
прошлым летом. Следует отметить, что визуальные образы играют решающую роль в научении через
наблюдение на ранних стадиях развития, когда отсутствуют лингвистические навыки, а также в
научении паттернам поведения, которые не поддаются вербальному кодированию.
Вторая репрезентативная система заключается в вербальном кодировании ранее наблюдаемых
событий. Наблюдая модель, человек может повторять про себя, что она делает. Эти невокализованные
речевые описания (коды) позже могут внутренне повторяться без открытого выстраивания поведения;
например, человек может мысленно «проговорить», что надо сделать, чтобы улучшить сложные
моторные навыки (например, спуск с горы на лыжах). Фактически человек молча повторяет
последовательность выполнения моделируемой деятельности, которой надо будет заниматься позже, и
когда он захочет воспроизвести этот навык, вербальный код даст соответствующий сигнал. Бандура
утверждает, что такие вербальные коды в большой степени способствуют научению через наблюдение,
потому что они несут значительную информацию, накопленную ранее.
Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение. Третий компонент
научения через наблюдение — это перевод информации, символически закодированной в памяти в
Hosted by uCoz