Navigation bar
  Print document Start Previous page
 253 of 402 
Next page End  

соответствующие действия. Несмотря на то, что человек тщательно формирует и сохраняет мысленные
образы поведения модели и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он все-
таки будет не в состоянии выстроить поведение правильно. Это особенно справедливо для сложных
моторных действий, которые требуют последовательного вовлечения многих отдельных реакций для их
мастерского выполнения (например, гимнастические упражнения, игра на музыкальных инструментах,
управление самолетом). Этим точно сбалансированным движениям можно учиться, наблюдая за кем-то
(возможно, с помощью замедленного аудиовизуального воспроизведения)
и символически
воспроизводя поведение модели несколько раз, но в действительности поначалу это поведение может
быть неуклюжим и плохо скоординированным. В таких случаях недостаточно простого наблюдения,
чтобы гладко и точно выполнить действие. Постоянная практика в выполнении последовательности
движений (и коррекция на основе информативной обратной связи) имеет большое значение, если
наблюдатель хочет совершенствовать моделируемое поведение. Конечно, и в этом случае наблюдение и
намеренный повтор в уме определенного поведения будут способствовать научению, так как можно по
крайней мере начать выполнять необходимые движения, основанные на том, что наблюдалось ранее.
Такой молчаливый повтор полезен, например, при вождении автомобиля, но не принесет пользы при
более сложных движениях, таких как прыжки с 10-метровой вышки.
Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Четвертый и последний компонент
моделирования касается переменных подкрепления.
Эти переменные влияют на научение через
наблюдение посредством контроля сигналов моделирования, на которые человек скорее всего обратит
внимание, а также интенсивности, с которой он попытается перевести такое научение в открытое
выполнение.
Бандура подчеркивает, что неважно, насколько хорошо люди следят за моделируемым
поведением и сохраняют его, и каковы их способности для выстраивания поведения — они не будут
этого делать без достаточного стимула. Другими словами, человек может приобрести и сохранить
навыки, даже обладать способностями для искусного выстраивания моделируемого поведения, но
научение редко можно превратить в открытое выполнение, если оно принято негативно. Женщина,
рассматривающая себя как «королеву кухни», может не допускать мужа к приготовлению пищи,
несмотря на то, что он разговаривает с ней по вечерам, когда она готовит еду. Он всецело полагается на
ее кулинарные способности до тех пор, пока она не заболеет, и тогда, под влиянием пустого желудка и
хнычущих детей, он выстроит моделируемое поведение приготовления обеда. Его поведение внимания
и сохранения несомненно проявится в будущем, когда ему нужно будет вспомнить, где хранится
ореховое масло или кислая капуста.
Вообще говоря, при наличии подкрепления моделирование или научение через наблюдение
быстро переводится в действие. Позитивное подкрепление не только увеличивает вероятность
открытого выражения или фактического выстраивания требуемого поведения, но также влияет на
процессы внимания и сохранения. В повседневной жизни мы редко обращаем внимание на что-то или
кого-то, если нет стимула сделать это, а когда обращаешь мало внимания, фактически нечего сохранять!
Мы можем часто совершать поездки с приятелем в определенное место, но смутимся и даже
растеряемся, когда нам предложат вести машину самим. Мы не обращали внимания на дорогу, которой
раньше ехали, потому что нам это было не нужно — не мы были за рулем. Если нам приходится
полагаться только на себя, чтобы добраться до нужного места, мы запоминаем дорогу.
Есть один способ усилить желание человека наблюдать, сохранять и выстраивать моделируемое
поведение — через предвидение подкрепления или наказания. Наблюдение за поведением, которое
является причиной позитивного поощрения или предотвращает какие-то аверсивные условия, может
быть сильнейшим стимулом к вниманию, сохранению и в дальнейшем (в похожей ситуации)
выстраиванию
такого же поведения. В этом случае подкрепление переживается косвенно, и человек
может предвидеть, что сходное поведение приведет к сходным последствиям. Ребенок может
добровольно подмести веранду, пропылесосить свою комнату или накрыть на стол, ожидая одобрения
улыбкой или словом. Как видно из этого примера, косвенное ожидание подкрепления у ребенка
побудило его к помогающему поведению.
Подкрепление в научении через наблюдение
Бандура полагает, что хотя подкрепление часто способствует научению, оно совсем не является
обязательным для него. Существует множество других факторов, замечает он, отличных от
Hosted by uCoz