Navigation bar
  Print document Start Previous page
 256 of 402 
Next page End  

проиллюстрировать на примере студентки, ответившей правильно на 85 вопросов на экзамене по
биологии и желающей быть в числе 5% лучших учеников в классе. Ясно, что количество ее правильных
ответов не дает возможности ни для позитивной, ни для негативной самооценки, если она не знает, как
отвечали ее одноклассники. В других случаях адекватность нашего поведения можно определить в
терминах стандартных норм или ценностей эталонной группы.
Поведение человека в прошлом также является стандартом, в соответствии с которым можно
оценить адекватность его поведения на сегодняшний день. Здесь ориентир для оценки адекватности или
неадекватности дает сравнение со своим собственным поведением. Бандура предполагает, что прошлое
поведение влияет на самооценку в основном посредством его воздействия на постановку целей: «После
того, как данный уровень поведения достигнут, он больше не требуется, и человек начинает искать
нового самоудовлетворения. Люди хотят повысить нормы поведения после успеха и понизить их, чтобы
приблизиться к более реалистичному уровню, после неоднократных неудач» (Bandura, 1977b, p. 132).
Оценка деятельности другой ключевой фактор в критическом компоненте саморегулирования
поведения. Очевидно, например, что люди прилагают мало усилий или вообще не утруждают себя в
деятельности, которая не касается их лично. А в тех сферах жизни, которые влияют на их благополучие
и самоуважение, самооценка производится постоянно. То, каким образом люди воспринимают причины
своего поведения, в значительной степени влияет на самооценку. Большинство людей чувствуют
гордость и удовольствие от достижений, которые они относят за счет своих способностей и усилий. И
наоборот, они редко бывают удовлетворены, когда относят свой успех за счет внешних факторов, таких
как случай или везение. Это справедливо и для их суждений о неудачах, о поведении, заслуживающем
порицания. Люди самокритично реагируют на неприятности, виной которым было их собственное
поведение, но не на ошибки, которые, как они считают, происходят из-за оправдывающих их
обстоятельств или недостатка возможностей. Полагают, что достижения, не имеющие отношения к нам
самим, обычно не порождают определенных реакций. Например, если человек достигает положения
первой трубы в оркестре, он, вероятно, полагает, что это произошло благодаря его опыту и
музыкальным способностям. Однако тот же самый человек будет меньше гордиться своим
достижением, если осознает, что этим он обязан отцу-дирижеру, а не собственному дарованию. Если бы
он не удостоился подобной чести, то мог бы оправдать свою плохую игру тем, что болел гриппом во
время репетиций. Барабанщика же, занимающего позицию стороннего наблюдателя, все это в целом
мало волнует.
Бандура утверждает, что широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций
самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами,
неудовлетворенности собой и самокритики (Bandura, 1977b, 1982). Таким образом, третий и последний
компонент, вовлеченный в поведенческое
саморегулирование, касается процессов самоответа,
в
особенности результатов самооценки. При прочих равных условиях позитивная самооценка поведения
приводит к поощряющему типу реагирования, а негативная оценка — к наказывающему. И более того,
«реакции самооценки приобретают и сохраняют критерии поощрения и наказания в зависимости от
реальных последствий. Люди обычно удовлетворены собой, если испытывают гордость от своих
успехов, но не довольны собой, когда что-то осуждают в себе» (Bandura, 1977b, p. 133).
Бандура полагает, что адекватная теория поведения должна также рассматривать такие сложные
вопросы, как: почему люди отказываются поощрять себя, почему они требовательны к себе, когда никто
не принуждает их к этому, и почему они наказывают себя. Действительно, это вопросы, требующие
разъяснения, и Бандура охотно признает, что они еще не достаточно изучены (Bandura, 1977b, 1986).
Далее следуют некоторые гипотетические объяснения, предложенные Бандурой.
Почему мы наказываем себя. С социально-когнитивной точки зрения, люди склонны
тревожиться и осуждать себя, когда нарушают свои внутренние нормы поведения. Они неоднократно
переживают в ходе социализации такую последовательность событий: проступок—внутренний
дискомфорт—наказание—облегчение. В этом случае действия, не соответствующие внутренним
нормам поведения, вызывают тревожные предчувствия и самоосуждение, не проходящие до тех пор,
пока не наступит наказание. Оно, в свою очередь, не только кладет конец страданиям от проступка и его
возможных социальных последствий, но также направлено на то, чтобы вернуть одобрение других.
Соответственно, самонаказание избавляет от внутреннего дискомфорта и дурных предчувствий,
которые могут длиться дольше и переноситься более тяжело, чем само наказание. Реакции
самонаказания сохраняются долго, так как они смягчают душевную боль и ослабляют внешнее
наказание. Осуждая себя за недостойные в моральном отношении поступки, люди перестают терзаться
из-за прошлого поведения. Самокритика может также уменьшить терзания по поводу неправильного
Hosted by uCoz