Navigation bar
  Print document Start Previous page
 259 of 402 
Next page End  

    ь
Рациональность
+
Ирраци
Холизм
+
Элемен
Конституционализм
+
Инвайр
Изменяемость
+
Неизме
Субъективность
+
Объект
Проактивность
+
Реактив
Гомеостаз
Не применимо
Гетерос
Познаваемость
+
Непозна
Рис. 8-2. Позиция Бандуры по девяти основным положениям, касающимся человеческой природы.
Свобода—детерминизм. Позиция Бандуры по этому положению находится посередине между
крайними полюсами свободы и детерминизма. Ключ к пониманию его позиции лежит в концепции
взаимного детерминизма,
непрерывной взаимосвязи поведения, личности и окружения во всех видах
человеческой деятельности: «Так как концепции людей, их поведение и их окружение взаимно
детерминированы, индивиды не являются ни беспомощными объектами, контролируемыми силами
окружения, ни совершенно свободными существами, которые могут делать все, что им вздумается»
(Bandura, 1978, p. 356-357).
Следовательно, с точки зрения социально-когнитивной теории, люди до некоторой степени
могут контролировать свое поведение. Акцент Бандуры на саморегулировании поведения также
говорит в пользу этого заключения. Тем не менее, окружение влияет на людей в той же мере, в какой
люди влияют на окружение. Например, как уже было сказано ранее, нормы самоподкрепления и
самоэффективность частично детерминированы воздействием окружения. Следовательно, связь между
человеком и окружением фактически двунаправленная:
люди формируют окружение, а окружение
одновременно формирует людей. Это непрерывное взаимодействие сил создает некое равновесие между
свободой и детерминизмом в концепции Бандуры.
Рациональность—иррациональность. Отличие позиции Бандуры от традиционного
бихевиоризма вообще и от взглядов Скиннера в частности можно проследить по его строгой
приверженности положению рационализма. Упор многих его теоретических концепций на
когнитивность свидетельствует о взгляде на человека как на существо в высшей степени рациональное.
Несомненно, Бандура отдает приоритет сознательному мышлению над бессознательными
детерминантами поведения. Он полагает, что люди приходят к рациональным решениям, основываясь
на предположениях о том, как их действия будут влиять на обстоятельства. Рационализм особенно
очевиден в акценте Бандуры на моделировании или научении через наблюдение. Без способности
формировать и хранить в памяти когнитивные образы наблюдаемого поведения моделирование было
бы невозможным. Более того, трактовка подкрепления в концепции Бандуры подчеркивает его
информативную и побудительную функцию в противовес рассмотрению внешних подкреплений как
автоматических детерминант поведения. Проще говоря, с точки зрения Бандуры, подкрепление (прямое
или косвенное) дает индивиду нечто, о чем стоит поразмыслить при выстраивании будущего поведения
— эта когнитивная концепция совершенно чужда скиннеровской теории. Итак, познание находится в
центре внимания социально-когнитивной теории, что предполагает положение рационализма в качестве
его основы.
Холизм—элементализм. Более всего созвучна с традиционным бихевиоризмом умеренная
приверженность Бандуры положению элементализма. Нигде в теории Бандуры, например, нет
глобального конструкта, абсолютно необходимого для объяснения поведения (такого как психическая
структура «Я» или «Я-концепция» в феноменологической теории). Действительно, когда Бандура
говорит о самооценке, он последовательно оспаривает глобальный подход к ее концептуализации и
измерению. Но еще более показателен тот факт, что моделирование можно понять только в терминах
составных частей (подфункций): «Понять, как люди учатся имитировать, значит понять, как
необходимые подфункции развиваются и действуют» (Bandura, 1974, p. 864). Однако необходимые
подфункции — избирательное наблюдение, кодирование в памяти, координирование идеомоторной и
сенсоромоторной систем, суждение о вероятных последствиях соответствующего поведения (Bandura,
1974) — сами по себе являются довольно сложными концепциями. Таким образом, хотя Бандура по-
видимому полагает, что поведение лучше всего можно понять через его составные части, сами эти
элементы не очень малы. Поэтому его приверженность элементализму лучше всего отнести к
умеренной.
Конституционализм—инвайронментализм. Работа Бандуры в основном касается социальной
Hosted by uCoz