Navigation bar
  Print document Start Previous page
 263 of 402 
Next page End  

агрессивное поведение было стабильным на протяжении всего времени, прошедшего от предыдущего
обследования, а наиболее агрессивные дети не только имели неприятности с законом, но также были
более жестоки со своими женами и детьми 22 года спустя. Более того, исследователи обнаружили
значительную связь между количеством программ, показывающих насилие, которые смотрели дети в
восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они будут обвинены в серьезном преступлении в
возрасте 30 лет (рис. 8-3). Следовательно, тяжесть уголовных преступлений, совершенных в возрасте 30
лет, прямо зависит от количества телевизионных программ, демонстрирующих насилие, которые были
просмотрены в восьмилетнем возрасте. Ирон признает, однако, что статистическая природа его
исследования, построенного на вычислении корреляции, не позволяет говорить о каких-то
определенных причинно-следственных отношениях (Eron, 1987).
Рис. 8-3. Тяжесть уголовных действий в возрасте 30 лет как функция от частоты просмотра
телевизионных передач в возрасте 8 лет. (Адаптировано из Eron, Huesmann, 1985)
Тем не менее исследования показывают, что экспозиция насилия может снизить собственный
контроль человека над агрессивными поступками. Например, Берковиц (Berkowitz, 1964) обнаружил,
что мальчики-подростки, видевшие, как в фильме кого-то сильно били, потом меньше сдерживали
желание ударить человека, похожего на жертву из фильма. Чтобы объяснить эти данные, Берковиц
(Berkowitz, 1984) предположил, что наблюдение насилия стимулирует у наблюдателя агрессивное
поведение, активизируя мысли, связанные с насилием, чувства и воспоминания. Подтверждением этого
мнения служит и тот факт, что видеоигры, агрессивно направленные, усиливают чувство враждебности
и тревоги в группе студентов колледжа (Anderson, Ford, 1986).
Экспериментальное подтверждение того, что неоднократный просмотр насилия делает
наблюдателей безразличными к насилию в будущем, можно найти в нескольких работах (Cline et al.,
1973; Geen, 1981; Thomas et al., 1977). В исследовании, проведенном Томасом и соавт. (Thomas et al.,
1977), у испытуемых регистрировали изменение эмоционального состояния (по кожно-гальванической
реакции) во время просмотра видеозаписи либо телевизионной программы с элементами насилия, либо
захватывающего чемпионата по волейболу. Было обнаружено, что обе записи в равной степени
вызывают эмоциональный подъем. Затем, во время второго этапа исследования испытуемые
сталкивались с ситуацией, которая для них выглядела как реальная конфронтация, заканчивающаяся
физическим насилием и порчей имущества. Как и предполагали исследователи, те, кто смотрел
телевизионные программы с насилием, реагировали на агрессию менее эмоционально, чем остальные.
Очевидно, просмотр телевизионных программ насилия сделал этих испытуемых менее
восприимчивыми к случаям насилия в «реальной жизни».
Влияет ли также просмотр телевизионных художественных передач на наше восприятие
реальности? Гербнер и его сотрудники (Gerbner, Gross, 1976; Gerbner et al., 1986) утверждают, что
потенциально любые передачи могут оказывать такое действие. Обследование подростков и взрослых
показало, что люди, смотрящие телевизор как минимум четыре часа в день, более уязвимы для агрессии
со стороны других и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у телевизора два часа или
Hosted by uCoz