Navigation bar
  Print document Start Previous page
 265 of 402 
Next page End  

соответствующих проверках эффективности воздействия этих методик.
Как концептуализируется процесс терапевтического изменения поведения с социально-
когнитивной точки зрения? Не следует удивляться, что изменение осознанной способности
противостоять угрожающим или аверсивным ситуациям и справляться с ними играет важную роль в
терапевтических методиках этого направления. Собственно говоря, Бандура делает предположение, что
эффективность терапии, какие бы методы ни применялись, определяется прежде всего ее способностью
повышать осознанную самоэффективность клиента (Bandura, 1982, 1986). Далее он утверждает, что
старание и настойчивость клиента перед лицом препятствий и неудач регулируется ожиданием
эффективности. Повышенные ожидания личной эффективности позволяют клиенту предпринимать
различные шаги, которые имеют важное значение для улучшения психосоциального
функционирования.
Изменение восприятия самоэффективности как когнитивный механизм, лежащий в основе
терапевтического изменения поведения, получает особое применение в проблеме, связанной со
страхами и тревогой. Проводились десятки исследований, в которых клиенты с фобиями (то есть
специфическими и иррациональными страхами) получали лечение, направленное на повышение их
уровня осознания самоэффективности (Bandura,
Adams, 1977; Bandura et al.,
1977; Bandura,
Schunk,
1981; Bandura et al.,
1982; DiClemente, 1981; Gauthier, Ladouceur, 1981). В качестве иллюстрации
рассмотрим один эксперимент (Bandura et al., 1982), в котором испытуемые с сильной боязнью пауков,
набранные по объявлению в газете, имели либо низкую, либо среднюю эффективность. Четырнадцать
испытуемых, все женщины, искали помощи, так как они были измучены и выведены из строя своими
воображаемыми страхами. В некоторых случаях, например, если они замечали паука у себя в доме, они
убегали и не возвращались, пока сосед не направлял на него струю инсектицида. Другие, заметив паука
в автомашине, которую они вели, выпрыгивали из нее. А третьи не могли войти туда, где они раньше
видели паука или вообразили себе, что он там может быть.
Сначала испытуемым был предложен тест на поведение избегания.
Тест состоял из 18 заданий
(табл. 8-2), требующих постепенно все более угрожающих взаимодействий с большим пауком.
Предварительные исследования показали, что именно этот вид паука наиболее страшен людям с
паукобоязнью. Задания были ранжированы от дистантных (приблизиться к пауку, находящемуся в
пластиковой чашке) до контактных (позволить пауку ползти по коленям). Выполняя тест на поведение
избегания, испытуемые вслух, по 10-балльной шкале, сообщали об интенсивности своего страха в
предвидении каждого задания и во время выполнения соответствующих действий. Вдобавок
испытуемым дали перечень всех 18 заданий и попросили отметить на 100-балльной шкале степень их
уверенности в возможности выполнить задание. Единица указывала на отсутствие эффективности
данного поведения, а 100 — полную уверенность в выполнении задания. О самоэффективности
испытуемых можно было судить по количеству заданий, в которых они оценили степень эффективности
в 20 баллов или выше по 100-балльной шкале.
Таблица 8-2. Примеры заданий теста Бандуры на поведение избегания
Приблизиться к пластиковой чашке, в которой находится паук
Посмотреть на паука
Положить обнаженные руки внутрь чашки
Позволить пауку ползти свободно по стулу, стоящему рядом
Позволить пауку ползти по рукам в перчатках
Позволить пауку ползти по голым рукам
Позволить пауку ползти по предплечью
Взять паука голыми руками
Позволить пауку ползти по коленям
(Источник: Bandura, Reese, Adams, 1982, p. 13.)
Далее испытуемых объединили в группы на основе поведения избегания (с низкой и средней
эффективностью) и случайным образом составили пары, в которые входило по одному человеку из
каждой группы. Женщина-экспериментатор при помощи большого паука, значительно отличающегося
по форме и цвету от того, который был использован в первоначальном тесте на поведение избегания,
стимулировала либо низкий, либо средний уровень эффективности. Каждой из испытуемых
предлагалось сначала посмотреть на паука, помещенного в стеклянную пробирку, чтобы привыкнуть к
Hosted by uCoz