Navigation bar
  Print document Start Previous page
 268 of 402 
Next page End  

аверсивные результаты.
С социально-когнитивной точки зрения, самоконтроль не. существует исключительно в рамках
только внутренних (например, сила воли) или только внешних (например, подкрепление в
скиннеровском понимании) сил. Он проявляется в тщательно спланированном взаимодействии человека
с окружением. Чтобы узнать, как происходит этот процесс, давайте рассмотрим пять основных
ступеней, которые могут быть особенно полезны в попытке улучшить самоконтроль.
Основные шаги самоконтроля
Уотсон и Тарп (Watson, Tharp, 1989) предположили, что процесс поведенческого самоконтроля
состоит из пяти основных шагов. Они включили в него определение формы поведения, на которое надо
воздействовать, сбор основных данных, разработку программы для увеличения или уменьшения
частоты поведения-мишени, выполнение и оценку программы и завершение программы.
1. Определение формы поведения. Начальная ступень самоконтроля определение точной
формы поведения, которое требуется изменить. К сожалению, этот решающий шаг бывает много
сложнее, чем можно подумать. Многие из нас стремятся представить наши проблемы в терминах
неопределенных негативных личностных особенностей, и требуется немало усилий, чтобы ясно описать
специфическое открытое поведение, которое заставляет нас думать, что у нас эти особенности есть.
Если женщину спросить, что ей не нравится в ее поведении, то в ответ можно услышать: «Я чересчур
язвительна». Это может быть истинной правдой, но это не поможет создать программу изменения
поведения. Для того, чтобы подойти к проблеме эффективно, нам нужно перевести неопределенные
высказывания о личностных особенностях в точные описания специфических реакций, которые
иллюстрируют эти особенности. Значит, женщина, полагающая, что она «слишком язвительна», могла
бы назвать два примера характерных реакций высокомерия, которые демонстрировали бы ее сарказм,
скажем, принижение мужа на людях и отчитывание детей. Это и составляет специфическое поведение,
над которым она может работать по составленной ею программе самоконтроля.
2.
Сбор основных данных. Второй шаг самоконтроля сбор основной информации о
факторах, воздействующих на поведение, которое мы хотим изменить. Фактически мы должны стать
чем-то вроде ученого, не только отмечающего собственные реакции, но также регистрирующего
частоту их появления с целью обратной связи и оценки. Итак, человек, который пытается меньше
курить, может подсчитывать число сигарет, выкуренных в день или в течение определенного отрезка
времени. Также человек, пытающийся похудеть, систематически заполняет таблицу с результатами
ежедневного взвешивания в течение нескольких месяцев. Как видно из этих примеров, в социально-
когнитивной теории сбор точных данных о поведении, которое требуется изменить (с использованием
какой-то подходящей единицы измерения), совсем не похож на глобальное самопонимание,
акцентируемое в других терапевтических методиках. Это относится и к установке Фрейда на
проникновение в бессознательные процессы, и к постулируемой в йоге и дзен необходимости
концентрации внимания на внутреннем опыте. Логическое обоснование, лежащее в основе этого шага
самоконтроля, заключается в том, что человек должен сначала четко определить повторяемость
специфического поведения (в том числе ключевые раздражители, выявляющие его, и последствия),
прежде, чем он сможет успешно изменить его.
3. Разработка программы самоконтроля. Следующим шагом по изменению своего поведения
является разработка программы, которая эффективно изменит повторяемость специфического
поведения. Согласно Бандуре, изменение частоты повторяемости этого поведения можно достичь
несколькими путями. В основном это самоподкрепление, самонаказание и планирование окружения.
а)
Самоподкрепление. Бандура полагает, что если люди хотят изменить свое поведение, они
должны постоянно поощрять себя за то, что поступают желаемым образом. Хотя основная стратегия
довольно проста, есть некоторые соображения по разработке эффективной программы
самоподкрепления. Во-первых, так как поведение контролируется его последствиями, оно обязывает
человека организовать эти последствия заранее, чтобы воздействовать на поведение желаемым образом.
Во-вторых, если в программе самоконтроля самоподкрепление является предпочтительной стратегией,
необходимо выбрать подкрепляющий стимул, который реально доступен человеку. В программе,
разработанной для того, чтобы улучшить поведение обучения, например, студентка могла бы слушать
любимые аудиозаписи вечером, если днем она занималась четыре часа. И кто знает? В результате,
возможно, ее отметки также улучшатся — что станет более открытым позитивным поощрением!
Подобно этому, в программе, нацеленной на увеличение физической нагрузки, человек мог бы тратить
Hosted by uCoz