Navigation bar
  Print document Start Previous page
 270 of 402 
Next page End  

закончить ее. В конечном итоге, однако, целью является формирование новых улучшенных форм
поведения, которые сохраняются навсегда — например, таких навыков, как прилежно учиться, не
курить, регулярно заниматься физическими упражнениями и правильно питаться. Конечно, человеку
нужно всегда быть готовым восстановить стратегии самоконтроля, если вновь появятся неадаптивные
реакции.
Итак, мы видим, что теория Альберта Бандуры предлагает богатые возможности для научно
обоснованного самоконтроля — возможности, которые только сейчас начали понимать. Теперь
переключим наше внимание на Джулиана Роттера и его социально-научающую теорию личности.
Джулиан Роттер: теория социального научения
В то время, конец 1940-х — начало 1950-х годов, когда Джулиан Роттер начал создавать свою
теорию, наиболее значимыми направлениями были психоаналитическая и феноменологическая теории
личности. По мнению Роттера, оба этих подхода содержали концепции, недостаточно определенные, и
поэтому он решил ввести ясную и точную терминологию. Он пытался развить концептуальную
структуру, включающую четко определенные термины и гипотезы, которые можно проверить. Он
также намеревался построить теорию, которая подчеркивала бы роль мотивационных и когнитивных
факторов в научении человека. Наконец, Роттер хотел создать теорию, которая подчеркивала бы
понимание поведения в контексте социальных ситуаций. Его теория социального научения
это
попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами
окружения. Говоря словами Роттера: «Это теория социального научения, потому что она подчеркивает
тот факт, что главным или основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, и эти
типы поведения сложным образом соединены с нуждами, требующими удовлетворения в
посредничестве с другими людьми» (Rotter, 1954, р. 84).
Сосредоточив внимание на том, как научаются поведению в социальном контексте, Роттер,
кроме того, полагал, что в основном поведение определяется нашей уникальной способностью думать и
предвидеть. По его утверждению, предсказывая, что люди будут делать в определенной ситуации, мы
должны принять во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание и ценности.
Также в теории Роттера существует положение, что поведение человека целенаправленно, то есть люди
стремятся двигаться к ожидаемым целям (Rotter, 1982). По Роттеру, поведение человека определяется
ожиданием, что данное действие приведет, в конечном итоге, к будущим поощрениям. Интеграция
концепций ожидания и подкрепления в рамках одной и той же теории — уникальное свойство системы
Роттера. Подобно Бандуре, Роттер развил теорию функционирования человека, которая стоит на
позициях, совершенно отличных от радикального бихевиоризма Скиннера.
Биографический очерк
Джулиан Бернард Роттер (Julian Bernard Rotter) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1916 году. Он
был третьим сыном у родителей, еврейских иммигрантов. Помня обязательство отдать должное
«учителю, который больше всех повлиял на мой интеллект», Роттер выразил признательность
библиотеке на авеню Джей в Бруклине, где он провел много времени, будучи школьником и студентом
(Rotter, 1982). Он был жадным читателем. Однажды, исследуя стеллажи с книгами в поисках чего-
нибудь новенького, он наткнулся на книги Адлера и Фрейда. Таким образом зародился его интерес к
психологии, и Роттер впоследствии изучал ее в Бруклинском колледже, но только факультативно.
Основным предметом для него была химия, потому что «не было профессии в психологии, о которой я
знал» (Rotter, 1982, р. 343). В первые годы обучения в колледже Роттер узнал, что Альфред Адлер
преподает в Лонг-Айлендской медицинской школе. Вскоре он начал посещать лекции Адлера, и в конце
концов тот пригласил Роттера присутствовать на ежемесячных встречах Общества индивидуальной
психологии, которые Адлер проводил у себя дома.
<Джулиан Роттер (род. 1916).>
Продолжая обучение, Роттер в 1937 году поступил в Университет штата Айова, чтобы закончить
образование по психологии. Он получил степень магистра гуманитарных наук в Айове в 1938 году и
докторскую степень по клинической психологии в Университете штата Индиана в 1941 году. Во время
второй мировой войны Роттер работал психологом в армии США. В 1946 году он стал работать в
Hosted by uCoz