Navigation bar
  Print document Start Previous page
 277 of 402 
Next page End  

коррелирует (r = 0,68) со средним уровнем экстернальности населения (Boor, 1976). Почему
экстернальность связывается с плохой адаптацией? Мы можем только рассуждать о том, что люди
способны большего добиться в жизни, если они верят, что их судьба находится в их собственных руках.
Это, в свою очередь, ведет к лучшей адаптации у интерналов, что было отмечено во многих
исследованиях (Parkes, 1984).
И наконец, многочисленные исследования показывают, что экстерналы намного сильнее
подвержены социальному воздействию, чем интерналы (Phares, 1978; Strickland, 1977). Действительно,
Фарес (Phares, 1965) обнаружил, что интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию,
но также, когда представляется возможность, стараются контролировать поведение других. Также
интерналам обычно нравятся люди, которыми они могут манипулировать, и не нравятся те, на кого они
не могут повлиять (Silverman, Shrauger, 1970). Короче, интерналы, по-видимому, более уверены в своей
способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других.
Заключительные комментарии
Акцент Роттера на важности социальных и когнитивных факторов в объяснении научения
человека расширяет границы традиционного бихевиоризма. Его теория исходит из того, что наиболее
важные аспекты личности познаются в рамках социального контекста. Теория Роттера также дополняет
теорию Бандуры, подчеркивая обоюдное взаимодействие человека и его окружения. Оба теоретика
отвергают скиннеровскую точку зрения о том, что люди пассивно реагируют на внешние подкрепления.
Как мы убедились, Роттер утверждает: люди способны осознавать, что определенное поведение именно
в определенной, а не какой-то другой ситуации, вероятно, будет поощрено. К тому же, он рассматривает
людей как когнитивные создания, которые активно добиваются своих целей и создают стратегии
поведения в течение жизни. И наконец, теория Роттера предлагает экономную и последовательную
структуру для организации того, что известно о поведении человека. Сосредоточенные на
ограниченном числе вполне определенных концепций и принципов функционирования личности, его
идеи, несомненно, будут способствовать развитию персонологии. С другой стороны, за исключением
исследования локуса контроля теория Роттера не дала начала никаким эмпирическим исследованиям,
которых она вполне заслуживает.
Резюме
Социально-когнитивное направление в изучении личности представлено двумя персонологами
— Альбертом Бандурой и Джулианом Роттером.
Бандура описывает психологическое функционирование человека в терминах непрерывных
взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде факторов. В
соответствии с этой концепцией поведения, люди не зависят целиком от контроля внешних сил и не
являются свободными существами, которые могут делать все, что им захочется. Напротив, большое
значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и факторов, относящихся к
окружению, — динамическому процессу, где когнитивные компоненты играют центральную роль в
организации и регулировании деятельности человека.
Основная теоретическая концепция Бандуры — моделирование или научение через наблюдение.
Ключевое положение о том, что моделирование генерирует научение в основном посредством своей
информативной функции, ясно отражает когнитивную ориентацию мышления Бандуры. Далее,
научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами — процессами
внимания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации.
Истолкование Бандурой подкрепления в научении через наблюдение также отражает его
когнитивную ориентацию. В социально-когнитивной теории внешнее подкрепление часто имеет две
функции — информативную и побудительную. Далее Бандура подчеркивает роль косвенного
подкрепления, то есть наблюдения за тем, как другие получают подкрепление, и самоподкрепления,
когда люди подкрепляют свое собственное поведение.
Саморегулирование, или то, как люди регулируют свое поведение, также является важной
чертой социально-когнитивной теории. В саморегулировании важное значение придается основным
процессам самонаблюдения, суждениям и самооценке. Бандура также рассматривает вопрос, почему
люди наказывают себя.
Hosted by uCoz