Navigation bar
  Print document Start Previous page
 285 of 402 
Next page End  

десятилетия. Фактически, все, о чем Джордж Келли говорил в 1950-е годы, оказалось пророческой
предпосылкой психологии 1970-х и... на много лет вперед» (Mischel, 1980, р. 85-86). В этой главе мы
познакомимся с теорией личностных конструктов Келли, иллюстрирующей когнитивный подход к
личности. Давайте начнем с биографии Джорджа Келли.
Джордж Келли: когнитивная теория личности
Биографический очерк
Джордж Александер Келли (George Alexander Kelly) родился в фермерской общине около
Уичиты, штат Канзас, в 1905 году. Сначала он учился в сельской школе, где была всего одна классная
комната. Позже родители отправили его в Уичиту, где в течение четырех лет он учился в четырех
средних школах. Родители Келли были очень религиозны, трудолюбивы, не признавали пьянство, игру
в карты и танцы. Традиции и дух Среднего Запада глубоко почитались в его семье, а Келли был
обожаемым единственным ребенком.
<Джордж Келли (1905-1967).>
Келли в течение трех лет учился в Университете Френдз, а потом один год в Парк-колледже, где
получил степень бакалавра по физике и математике в 1926 году. Сначала он думал сделать карьеру в
качестве инженера-механика, но, отчасти под влиянием межуниверситетских дискуссий, обратился к
социальным проблемам. Келли вспоминал, что его первый курс по психологии был скучным и
неубедительным. Лектор уделял много времени обсуждению теорий научения, но Келли это не
заинтересовало.
После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и
трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную на исследовании способов проведения
свободного времени среди рабочих Канзас-сити, и получил степень магистра в 1928 году. Затем он
переехал в Миннеаполис, где вел класс по развитию речи для Ассоциации американских банкиров и
класс по американизации для будущих граждан Америки. Затем он работал в колледже для подростков
в Шелдоне, штат Айова, где встретился со своей будущей женой Глэдис Томпсон, преподавательницей
той же школы. Они поженились в 1931 году.
В 1929 году Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университете в Шотландии. Там
в 1930 году он стал бакалавром в области образования. Под руководством сэра Годфри Томсона,
выдающегося статистика и педагога, он написал диссертацию по проблемам прогноза успешности в
преподавании. В том же году он возвратился в Соединенные Штаты в Государственный университет
Айовы в качестве претендента на докторскую степень по психологии. В 1931 году Келли получил
степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при расстройствах речи и
чтения.
Келли начал свою академическую карьеру как преподаватель физиологической психологии в
Форт-Хейском колледже штата Канзас. Затем, в середине Beликой депрессии, он решил, что ему
следует «заниматься чем-то еще, кроме преподавания физиологической психологии» (Kelly, 1969, р. 48).
Он стал заниматься клинической психологией, даже не будучи формально подготовленным в области
эмоциональных проблем. В течение 13-летнего пребывания в Форт-Хейсе (1931-1943) Келли разработал
программу передвижных психологических клиник в Канзасе. Он со своими студентами много
разъезжал, оказывая необходимую психологическую помощь в системе государственных школ
народного образования. На основе этого опыта родились многочисленные идеи, которые позже были
включены в его теоретические формулировки. В этот период Келли отошел от фрейдовского подхода к
терапии. Его клинический опыт подсказывал, что люди на Среднем Западе больше страдают от
продолжительной засухи, пыльных бурь и экономических трудностей, чем от сил либидо.
Во время второй мировой войны Келли в качестве психолога подразделения морской авиации
возглавлял программу по обучению местных гражданских летчиков. Он также работал в авиационном
отделении Бюро медицины и морской хирургии, где оставался до 1945 года. В этом году он был
назначен помощником профессора в Университет Мэриленда.
После окончания войны возникла значительная потребность в клинических психологах, так как у
многих американских военных, возвращавшихся домой, были разнообразные психологические
проблемы. Действительно, вторая мировая война была важным фактором, повлиявшим на развитие
Hosted by uCoz