Navigation bar
  Print document Start Previous page
 286 of 402 
Next page End  

клинической психологии как составной части науки о здоровье. Келли стал выдающейся фигурой в этой
области. В 1946 году он вышел на государственный уровень в психологии, когда стал профессором и
директором отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо. За 20 лет,
проведенных здесь, Келли завершил и опубликовал свою теорию личности. Он также проводил
программу клинической психологии для лучших выпускников высших учебных заведений
Соединенных Штатов.
В 1965 году Келли начал работать в Университете Брандейс, куда он был приглашен на кафедру
наук о поведении. Этот пост (сбывается мечта профессора) дал ему большую свободу для продолжения
его собственных научных исследований. Он умер в 1967 году в возрасте 62 лет. До самой смерти Келли
составлял книгу из бесчисленных докладов, которые он делал в последнее десятилетие. Исправленный
вариант этой работы был опубликован посмертно в 1969 году под редакцией Брендана Мэра (Brendan
Maher).
Кроме того, что Келли был выдающимся педагогом, ученым, теоретиком, он занимал ключевые
посты в американской психологии. Он был президентом двух подразделений — клинического и
консультативного — в Американской психологической ассоциации. Он также активно читал лекции в
Соединенных Штатах и за границей. В последние годы жизни Келли уделял большое внимание
возможному применению своей теории личностных конструктов в разрешении различных
международных проблем.
Самый известный научный труд Келли — двухтомная работа «Психология личностных
конструктов» (1955). В ней описываются его теоретические формулировки понятия личности и их
клинические приложения. Студентам, желающим познакомиться с другими аспектами работы Келли,
рекомендуются следующие книги: «Новые направления в теории личностного конструкта» (Bannister,
1977); «Психология личностного конструкта» (Landfield, Leither, 1989) и «Развитие психологии
личностного конструкта» (Neimeyer, 1985).
Основы когнитивной теории
Основной темой данного учебника является то, что все теории личности в своей основе имеют
определенные философские положения о природе человека. То есть взгляд персонолога на сущность
человеческой природы имеет большое влияние на разработанную им модель личности. В отличие от
многих теоретиков личности, Джордж Келли определенно признавал, что все концепции природы
человека, включая его собственную, исходят из основных положений. Он построил свою теорию
личности на основе целостной философской позиции — конструктивного альтернативизма.
Конструктивный альтернативизм
Теперь, когда люди всех возрастов разрабатывают альтернативные стили жизни и способы
мировосприятия, оказалось, что теория Джорджа Келли, появившаяся в 1955 году, необычайно
опередила свое время. Лежащий в основе философии Келли конструктивный альтернативизм дает
людям поразительное количество возможностей для выбора альтернативы банальному. Фактически эта
философия даже требует, чтобы люди поступали таким образом.
Как доктрина конструктивный альтернативизм доказывает, «что все наше современное
толкование мира нуждается в пересмотре или замене» (Kelly, 1955, р. 15). Ничто не свято и ничто не
оставляет неизгладимого следа. Не существует политики, религии, экономических принципов,
социальных льгот или даже внешней политики по отношению к странам третьего мира, которые были
бы абсолютно и непреложно «верными». Все изменится, если люди просто посмотрят на мир с другой
стороны. Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой «не может
быть двух мнений». Осознание человеком действительности — это всегда предмет для истолкования.
По мнению Келли, объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-
разному. Следовательно, ничто не постоянно и не окончательно. Правда, как и красота, существует
только в сознании человека.
Поскольку факты и события (как и весь человеческий опыт) существуют только в сознании
человека, есть различные способы их истолкования. Для примера рассмотрим случай, когда девочка
берет деньги из кошелька своей матери. Что это означает? Факт прост: деньги вынуты из кошелька.
Однако, если мы попросим детского терапевта истолковать это событие, то он может дать детальное
Hosted by uCoz