Navigation bar
  Print document Start Previous page
 288 of 402 
Next page End  

с курсом, который ведет этот профессор. Если гипотеза студентки окажется «правильной», можно
ожидать, что профессор предложит разумный объем литературы для чтения, даст соответствующие
контрольные работы и достаточно адекватно их оценит. Однако, если в дальнейшем поведение
профессора будет существенно отличаться от этих предположений, студентке потребуется
альтернативная гипотеза (например: профессор несправедлив, профессор — педантичный зануда или
что-то в этом роде). Дело в том, что студентка (как и мы все) нуждается в надежных и устойчивых
способах предвидения событий, влияющих на ее жизнь, если она хочет действовать эффективно.
<В начале семестра студенты строят предположения относительно предстоящей работы на курсе,
основываясь на ограниченном наблюдении поведения своего преподавателя.>
Развивая свою уникальную концепцию, основанную на представлении человека как ученого,
Келли был поражен различием между точкой зрения психолога на свое собственное поведение и его
позицией при объяснении поведения субъектов исследования. Он описывает это различие следующим
образом.
«Психолог как бы говорит себе: «Я — психолог, следовательно, ученый, я выполняю этот
эксперимент, чтобы улучшить прогноз и контроль определенных феноменов поведения человека, но
мой испытуемый, будучи простым человеческим существом, явно движим неумолимыми
побуждениями, которыми он переполнен, или же он жадно стремится найти средства к существованию
и/или защиту»» (Kelly, 1955, р. 5).
Келли отвергает узкое представление о том, что только ученый-психолог, носящий белый халат,
имеет отношение к прогнозу и контролю хода событий в жизни. Отнюдь не рассматривая человеческое
существо как некую безвольную и бездумную каплю протоплазмы, он наделяет человека-испытуемого
теми же самыми устремлениями, что и у так называемого ученого-психолога.
Именно представление о том, что психолог не отличается от испытуемого, которого он изучает,
резюмирует когнитивную теорию личности Келли. Оно подтверждает веру Келли в то, что все люди
действуют как ученые в повседневной жизни. Для него различие между ученым и неученым было
недостоверным.
То, что все люди рассматриваются как ученые, привело к ряду важных последствий для теории
Келли.
Во-первых, это предполагает, что люди главным образом ориентированы на будущие, а не на
прошлые или настоящие события их жизни. Фактически Келли утверждал, что все поведение можно
понимать как предупреждающее по своей природе (Kelly, 1963). Он также отмечал, что точка зрения
человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. В
попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое
отношение к действительности: «Прогноз делается не просто ради него самого; он проводится так,
чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не
прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего» (Kelly, 1955, р. 49).
Второе следствие уподобления всех людей ученым — это то, что люди обладают способностью
активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Как
психолог рационально формулирует и проверяет теоретические представления о наблюдаемых
явлениях, так и человек, не принадлежащий к этой профессии, может толковать и объяснять свое
окружение. Для Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный
мир опыта; именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу. Люди не нуждаются
в том, чтобы быть рабами своего прошлого опыта или актуальной ситуации — если только они сами не
соглашаются с таким истолкованием собственной персоны. Короче, человек не контролируется
настоящими событиями (как предлагает Скиннер) или прошлыми (как предлагает Фрейд), а скорее
контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.
Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и
интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных
конструктов,
Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют
людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.
Личностные конструкты: модели для действительности
Hosted by uCoz