Navigation bar
  Print document Start Previous page
 294 of 402 
Next page End  

несексуальный». Следовательно, первый конструкт подчиняет последний. Эту мысль можно пояснить
на примере мужчины-сексиста, который анализирует девушку — модель месяца в журнале «Плейбой».
Он, возможно, интерпретирует ее как «сексуальную» и, следовательно, в терминах подчиняющего
конструкта как «хорошую». Но даже в системе конструктов самого законченного сексиста «хороший»
обычно подразумевает больше, чем «сексуальный». Например, он может интерпретировать интервью
месяца в том же журнале как «хорошее», потому что оно «вдохновило» его. В этом случае конструкты
«сексуальный—несексуальный» и «вдохновляющий—не вдохновляющий» будут подчиненными по
отношению к подчиняющему конструкту «хороший—плохой». Но главное здесь то, что люди создают
различную иерархию личностных конструктов. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе
одного человека не обязательно занимают такое же положение в системе другого. Келли предположил,
что только если мы знаем, как человек организует конструкты, мы можем правильно судить о его
поведении.
Однако Келли считал, что иерархические отношения конструктов — величина непостоянная.
Организация конструктов сохраняет связь с событиями только тогда, когда она имеет прогностическую
эффективность, что справедливо и для самих конструктов. Действительно, Келли считал вполне
допустимым, что два конструкта меняются местами в иерархии, и подчиненный конструкт может стать
подчиняющим и наоборот. Например, человек однажды почувствовал, что «любить—не любить»
включает в себя (в числе других) и конструкт «принять—отвергнуть». Однако в результате
последующего опыта человек может прийти к другому заключению, а именно: значение «принятия»
гораздо основательнее и шире, и «любить» находится в подчиненной позиции по отношению к нему.
Следовательно, иерархическое построение конструктов не следует понимать как инертное или
законченное.
Интерпретировать или не интерпретировать: вот в чем вопрос. С точки зрения Келли, люди
имеют несколько конструктов, с помощью которых они интерпретируют события своей жизни. Более
того, каждый день они должны выбирать, какой конструкт и какой его полюс использовать для
прогноза событий. Вывод о выборе показывает, как человек проводит этот отбор: «Человек выбирает
для себя ту альтернативу в дихотомическом конструкте, с помощью которой, как он ожидает, он
получит большие возможности для расширения и определения своей системы» (Kelly, 1955, р. 64).
Итак, по Келли, если мы стоим перед выбором (то есть перед ситуацией, в которой мы должны
использовать наши конструкты тем или иным образом), мы выберем то, что наиболее вероятно либо
расширит наше понимание мира, либо уточнит нашу конструктную систему. Иначе говоря, мы выберем
полюс конструкта, который позволит понять событие более полно — то, что будет полезнее всего для
прогностической эффективности нашей конструктной системы. Келли назвал это «продуманный
выбор».
Вывод о выборе также предполагает, что наша конструктная система разрабатывается либо в
направлении определения,
либо в направлении расширения. Определение включает в себя выбор
альтернативы с большей вероятностью валидизации аспектов опыта, которые уже были
соответствующим образом точно интерпретированы. То есть человек без особого риска для себя ждет,
как повернутся события, основываясь на предыдущем опыте, а затем смотрит, что из этого получилось.
Если ожидаемое событие имеет место и конструктная система подтвердилась, тогда конструкт еще
сильнее закрепляется тем фактом, что он приводит к правильному прогнозу. Следовательно,
определение подразумевает использование конструкта знакомым образом, путем применения его к
событию, которое лучше всего подходит к нему. Другой тип разработки — расширение — включает в
себя выбор альтернативы, которая с большей вероятностью позволит расширить наше понимание
событий (увеличить диапазон применимости конструкта). Если прогноз правильный, тогда конструкт
становится валидным и, по крайней мере временно, более широко применимым. Конечно, расширение
дает больший простор для прогностической ошибки, чем определение, так как оно использует
конструкты для прогноза события, которое ранее было ему неизвестно. Но все-таки оно дает больше
информации, чем определение.
Келли характеризует разницу между определением и расширением либо как безопасность, либо
как риск.
Люди должны постоянно решать, какой из этих двух способов в дальнейшем будет
формировать их личностные конструкты. Студенты колледжа, например, должны часто делать выбор
между курсами, похожими на те, которые они ранее слушали, и где, следовательно, есть какая-то
гарантия получить приемлемые оценки, и незнакомыми курсами, где есть риск провалиться, но которые
зато дают возможность расширить знания. «Легкий» курс по знакомому предмету означает
«безопасность», а органическая химия для большинства студентов — «риск». В этом примере, если
Hosted by uCoz