Navigation bar
  Print document Start Previous page
 296 of 402 
Next page End  

конструктная система последовательно пересматривается с обоснованным отбором для принятия
правильных решений.
По Келли, опыт человека — это перестройка его жизни, основанная на пересмотре конструктов
под влиянием текущих событий. Это означает, что человек приобретает мало опыта или вообще не
приобретает его, если после наблюдения реальной последовательности событий он все же
интерпретирует события по-старому. Например, если профессор преподает свой предмет в течение 10
лет и все эти годы читает одни те же лекции, делая это так же, как в первый год преподавания, Келли
спросил бы, действительно ли у него десятилетний стаж преподавания. С другой стороны, если то, чему
он учил в первый год, заставило его изменить и усовершенствовать преподавание на второй год и
делать это последовательно в течение всех десяти лет, он на законном основании может заявить, что у
него десятилетний опыт преподавания.
Вывод о модуляции, сделанный Келли, уточняет условия, при которых изменяется конструктная
система человека: «Изменение конструктной системы человека ограничено проницаемостью
конструктов в пределах того диапазона применимости, в котором находятся эти изменения» (Kelly,
1955, р. 77). Как уже указывалось, понятие «проницаемость» относится к степени, с которой конструкт
может ассимилировать новый опыт и события в пределах своего диапазона применимости. Таким
образом, этот вывод подразумевает, что чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты
человека, тем больше возможность изменения внутри структур, к которым они относятся. Если у
человека нет подчиняющих конструктов для интерпретированного изменения, то изменение не может
иметь места в его системе. Такой человек психологически ригиден. Следовательно, человек должен
быть способен не только интерпретировать новые события или пересматривать старые, но также
анализировать само изменение. Иначе говоря, так как изменение конструкта или набора конструктов
само по себе является событием, человек должен иметь какую-то концептуальную структуру для того,
чтобы интерпретировать изменения своей конструктной системы. Иначе будет не изменение, а хаос.
Например, мужчина 21 года интерпретирует свои отношения с матерью, продолжая реагировать
на нее как «маменькин сыночек», то есть сверхзависимо. Очевидно, что он встретится с большими
трудностями в жизни, если не изменит интерпретацию данных отношений. Ему удастся это сделать,
если он обладает проницаемым подчиняющим конструктом «зрелость—незрелость», который сможет
применить в этой ситуации. Тогда он может интерпретировать себя как «зрелого» и начать реагировать
на свою мать по-иному, то есть менее зависимо. В сущности, он будет иначе интерпретировать свое
отношение к матери с точки зрения применения конструкта «зрелый» к себе.
Изменения в отношениях со значимыми другими — не единственное обстоятельство, которое
заставляет наши конструкты меняться. Иногда даже очень полезные конструкты, которые
использовались долгое время, становятся менее, чем раньше, пригодными для точного прогноза
событий. Келли считал, что в таких случаях удобный знакомый конструкт будет изменен, хотя бы
слегка. Это, вероятно, и происходит почти постоянно с часто используемыми конструктами, потому что
наш прогноз событий никогда не бывает совершенным. Однако происходящие таким образом
изменения не затрагивают существенно конструктную систему. Это просто небольшая коррекция того,
как человек понимает события.
Социальные отношения и личностные конструкты. Если, как Келли утверждал в своем
выводе об индивидуальности, люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют ситуации,
то, следовательно, они могут быть похожими друг на друга, если схожим образом интерпретируют свой
опыт. Рыбак рыбака видит издалека. Эта идея определенно выражена в выводе об общности:
«Если
человек интерпретирует опыт в какой-то мере подобно тому, как это делает другой человек, то его
психические процессы подобны психическим процессам другого человека (Kelly, 1955, р. 90). Итак,
если два человека разделяют взгляды на мир (то есть схожи в своей интерпретации личного опыта),
вероятно, и вести себя они будут похоже (то есть они будут схожими личностями). Необходимо
заметить, что люди похожи не потому, что они пережили одни и те же события в жизни, и не потому,
что их поведение похоже — они похожи потому, что события для них имеют приблизительно
одинаковое психологическое значение. В соответствии со своей когнитивной ориентацией, Келли
опирается на интерпретацию, а не на прошлый опыт или наблюдаемое поведение.
Вывод об общности подразумевает, что схожесть, очевидная среди представителей одной
культуры, это не только схожесть в поведении. Келли полагал, что люди одной культуры
интерпретируют свой опыт почти одинаково (Kelly, 1962). «Культурный шок», часто переживаемый,
когда человек сталкивается с представителем другой культуры, является результатом различий в том,
как они интерпретируют события. В поддержку этой точки зрения можно привести недавние
Hosted by uCoz