Navigation bar
  Print document Start Previous page
 297 of 402 
Next page End  

исследования, показывающие, что культурные различия коренятся в разнице конструктов, которые
используют люди (Triandis et al., 1984).
Другой важный аспект теории личностных конструктов Келли касается отношений между
людьми и их конструктными системами. Это отражено в выводе о содружестве,
который уточняет
условия, необходимые для эффективных межличностных отношений: «Один человек может играть роль
в социальном процессе, включающем другого человека, в той мере, в какой первый анализирует
интерпретационные процессы второго» (Kelly, 1955, р. 95). Этим выводом Келли подчеркнул, что
социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой
человек осознает действительность. Иначе говоря, чтобы плодотворно взаимодействовать с кем-то,
человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека. Это
утверждение отличается от допущения, что люди могут взаимодействовать только когда у них схожая
конструктная система или если они в чем-то похожи. По Келли, для гармоничного социального
взаимодействия необходимо, чтобы один человек психологически поставил себя на место другого,
чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение. Для того, чтобы
«исполнить роль» вашего отца, например, необходимо понять его взгляды (и на вас тоже) с помощью
своих конструктов и соответственно построить ваши действия.
Для того, чтобы играть роль в социальном процессе, включающем другого человека, не
требуется его согласие, о чем свидетельствуют отношения родители—ребенок и учитель—студент. Как
указывалось в выводе об общности, гораздо легче понять ход мыслей другого человека, если ваши
взгляды схожи, но это не существенно для эффективного исполнения роли. Критическим моментом в
межличностных отношениях является то, что по крайней мере один человек пытается понять, как
другой человек оценивает играемую им роль.
Понятие «роль», используемое Келли, не следует смешивать с термином, употребляемым в
социологической теории ролей. Для социолога роль — единица социальной структуры, к которой
принадлежат люди (например, служащий авиакомпании, президент объединения, почтовый работник).
А в системе Келли роль определяется как «форма поведения, которая логически вытекает из того факта,
что человек понимает, как мыслят другие люди, связанные с ним в его деятельности» (Kelly, 1955, р. 97-
98). Это определение предполагает, что значимое социальное взаимодействие не существует
бессознательно, просто потому что два или несколько человек общаются друг с другом или делают
общее дело. Принятие роли требует, чтобы по крайней мере один из взаимодействующих индивидов
осознавал, каким образом другой индивид интерпретирует явления. Далее Келли утверждал, что роли
не обязательно должны быть обоюдными, то есть человеку (людям) не нужно анализировать
исполнителя роли для того, чтобы быть включенным в социальные отношения. Другому человеку также
не нужно вступать в ролевые отношения с индивидом, анализирующим его. Действительно, в нашем
обществе преобладают односторонние ролевые отношения (например, врач—пациент, адвокат—клиент,
работодатель—рабочий). В этой связи Келли отмечал, что оптимальные отношения предполагают
взаимное понимание взглядов на жизнь, как в случае здоровых отношений между женой и мужем.
Келли считал, что очень хорошо иметь социальные прогнозы, которые подтверждаются другими
людьми. У нас есть определенные представления о том, чего от нас ждут другие. Когда мы действуем в
соответствии с ними и узнаем, что мы точно предсказали ожидания других, это побуждает нас и дальше
вести себя таким же образом.
Вывод об общности, сформулированный Келли, очень важен для сферы человеческих
отношений. В частности, он предлагает возможную, объединяющую связь между индивидуальной и
общественной психологией (Jankowicz, 1987). Безоговорочное утверждение, что устойчивые и
искренние человеческие отношения не могут развиваться, если по крайней мере один из людей не
пытается встать на место другого, может объяснить те проблемы общения, которые возникают у людей
в самых разных ситуациях, начиная от каждодневных разговоров (с родителями, родственниками,
друзьями, соседями) и кончая международными делами. Мир без войны может, в конечном итоге,
зависеть от возможности людей (особенно глав государств) точно анализировать интерпретационные
процессы других.
Давайте теперь рассмотрим основные положения о природе человека, лежащие в основе теории
личностных конструктов.
Основные положения Келли относительно природы человека
Hosted by uCoz