Navigation bar
  Print document Start Previous page
 299 of 402 
Next page End  

той же самой ситуации может быть подчиненным для конструкта «интеллектуально стимулирующий».
Согласно Келли, просто невозможно было бы оценить эту разницу, изучая отдельно взятый конструкт
«хороший» студентов А и Б. Многочисленные дополнительные взаимоотношения внутри системы
также были бы не замечены при поэлементном подходе. Однако можно оценить конструкты по
отдельности; в этом смысле Келли не полностью привержен положению холизма.
Конституционализм—инвайронментализм. Здесь Келли в значительной степени склонен к
полюсу инвайронментализма. Так как Келли никогда впрямую не обращался к вопросу внешнего или
внутреннего происхождения личностных конструктов, то в его теории просто нет никаких ссылок на
наследственность. С другой стороны, окружение теоретически вездесуще; по Келли, люди все время
интерпретируют и анализируют события, имеющие место в окружении. Личностные конструкты
извлекаются из жизненного опыта, применяются для прогноза будущих событий и изменяются или
отбрасываются, если не помогают прогнозировать эти события. Таким образом, конечная функция
конструктной системы человека — интерпретация окружающего мира.
В то же время, в теории Келли окружение не обладает тем абсолютным могуществом, как в
теории Скиннера. Познающий человек активно интерпретирует, оценивает, анализирует окружение, а
не формируется под его влиянием. В отличие от радикального бихевиоризма Скиннера, система Келли
рассматривает человека в основном как познающего и рационального субъекта. Влияние окружения
признается в системе Келли, но не до такой степени, чтобы полностью заслонить человека. Таким
образом, инвайронментализм Келли лучше всего характеризовать как умеренный.
Изменяемость—неизменность. Теория Келли насыщена динамическими изменениями. Жизнь
рассматривается как постоянное движение, причем все события подлежат пересмотру в свете
различных конструктов. Это кинетическое восприятие отражает убеждение Келли в том, что люди
меняют свои взгляды и формируют новые конструкты в течение всей жизни. Такая точка зрения
демонстрирует сильную приверженность положению изменяемости.
Положение изменяемости отчетливо проявляется в том факте, что Келли считал необходимым
объяснить обстоятельства, при которых происходит изменение в конструктной системе. Люди
изменяют свои конструктные системы по мере того, как успешно интерпретируют повторяемость
событий (вывод об опыте). С точки зрения основного положения, это означает, что личность индивида
может изменяться с течением времени как функция от опыта. И вывод о модуляции,
разработанный
Келли, частично объясняет, как конструктная система человека может изменяться в той степени, в
какой его конструкты являются проницаемыми. Чем более проницаемы конструкты, тем больше
событий могут они включать в диапазон применимости, и тем больше пространство для изменений во
всей системе. Однако Келли утверждал, что не все люди способны изменяться в одинаковой степени.
Например, человек, не пересматривающий свои конструкты в свете текущих событий, потому что они
лишены проницаемости, не будет сильно изменяться с течением времени. Такой человек всю жизнь
будет ригидным в интерпретации событий и поведении. Но человек с проницаемыми конструктами
действительно может извлечь пользу из жизненного опыта — такой человек может изменять
конструкты в течение всей жизни. Так как Келли признавал возможность подобного изменения и
пытался объяснить, как оно происходит, то можно сделать вывод о том, что он был строго привержен
положению изменяемости.
Субъективность—объективность. Келли утверждал, что люди живут в субъективном мире
личностных конструктов. Люди могут интерпретировать и анализировать внешние события, как им
хочется, но они, тем не менее, остаются в пределах своих субъективных конструктных систем. Каждый
индивид рассматривает действительность с помощью модели личностных конструктов, и эти модели
уникальны для каждого человека.
Объективные внешние факторы воздействуют на человека не одинаково, потому что он всегда
интерпретирует их в соответствии со своими личностными особенностями. То, что является
«полезным» опытом для одного человека, будет «вызывать тревогу» у другого; то, что «уместно» для
одного человека, может быть просто «неосновательным» в конструктной системе другого. Объективная
реальность всегда видоизменяется в творческом осмыслении человека: реальность
это то, что
является субъективной интерпретацией каждого из нас.
Итак, по Келли, каждый человек живет в
уникальном мире, созданным им самим. Этот мир можно изменить, но только в той мере, в какой мы
хотим его пересмотреть. Келли строго привержен положению субъективности. Фактически
своеобразное сочетание положений рациональности и субъективности является уникальной чертой его
теории.
Проактивность—реактивность. Положение проактивностиреактивности непосредственно
Hosted by uCoz