Navigation bar
  Print document Start Previous page
 300 of 402 
Next page End  

касается вопроса о мотивации: люди сами выстраивают свое поведение или оно является реакцией на
внешние раздражители? Поскольку Келли рассматривает мотивацию как излишний конструкт, он не
делает предположения о ее природе. Для Келли люди ни проактивны, ни реактивны — они живые! Быть
живым значит быть активным; жизнь — это форма движения. Итак, Келли считает совсем
необязательным рассматривать вопрос о том, что является мотивацией поведения по той простой
причине, что человек живет и, следовательно, всегда активен в поведении. Если принять эту
неортодоксальную позицию в отношение мотивации, следует согласиться, что положение
проактивности—реактивности нельзя применить к теоретической системе Келли.
Гомеостаз—гетеростаз. Это положение также отражает вопрос мотивации: поведение человека
направлено на ослабление побуждений и сохранение внутренней гармонии или на рост и
самоактуализацию? По Келли, ни одна из этих категорий не применима. Он полагал, что люди
стремятся приобрести и организовать логически последовательные конструктные системы, чтобы точно
прогнозировать будущие события. Поступая таким образом, они занимаются продуманным выбором, то
есть они выбирают ту альтернативу, которая ведет к большему расширению и определению их
конструктных систем (вывод о выборе). Для исследователя, ориентированного на гетеростаз, это может
звучать как рост и самоактуализация. С другой стороны, те, кто предпочитают гомеостаз, могут
возразить, что люди делают именно такой выбор, потому что они пытаются уменьшить внутреннюю
неуверенность по отношению к миру. Сам Келли не придерживался никакой определенной позиции по
этому ключевому вопросу. Мотивация, с его точки зрения, — несущественная концепция.
Следовательно, в качестве основного положения о природе человека понятие гомеостаза—гетеростаза
не применимо к когнитивной системе Келли.
Познаваемость—непознаваемость. Келли не рассматривал природу человека как познаваемую
в традиционном русле научного исследования. Он отвергал философскую позицию реализма,
которая
утверждает, что объективную реальность можно понять, независимо от ее восприятия нами. Возражая
против реализма, Келли выдвинул свою собственную эпистемологическую доктрину конструктивного
альтернативизма, которая утверждает, что реальны только события внутреннего мира. Объективная
реальность не существует отдельно от нашего личного истолкования ее. А следовательно, природу
человека нельзя познать, ее можно только альтернативно интерпретировать.
Тогда возникает очевидный вопрос: а при чем тут наука? Келли отвечает, что научные теории
служат как обособленные полезные конструктные системы в процессе объяснения событий. Одни
оказываются полезнее, чем другие (какие именно — покажут будущие события), но надежные
устойчивые теории хорошо послужили в качестве конструктивных альтернатив. Рассмотрим несколько
избранных теорий личности в качестве примера. Фрейд интерпретировал людей в терминах
бессознательной мотивации; Адлер выделял стили жизни; Эриксон открыл психосоциальные стадии
развития эго; Кеттел рассматривал черты, лежащие в основе поведения; Скиннер наблюдал
опосредованные условные реакции; Бандура предложил научение через наблюдение в качестве
ключевого аспекта поведения человека. А Келли? Келли подчеркивал субъективную интерпретацию
мира человеком.
По сути, в персонологической теории Келли заложены семена ее кончины. Так как реальность
остается открытой множественным интерпретациям, наступит такой день, когда события, сейчас
интерпретируемые по теории Келли, будут лучше прогнозироваться с помощью какой-то другой
системы теоретических конструктов. Он осознавал это и с обезоруживающей прямотой признавал.
Обсуждая, как теория личностных конструктов была классифицирована достойными уважения
учеными, он пришел к заключению: «Ее также классифицировали как абсурд, который, весьма
вероятно, в один прекрасный день изживет сам себя» (Kelly, 1970, р. 10). Следовательно, с позиции
своих философских воззрений Келли допускал, что поведение человека непознаваемо с помощью
эмпирических исследований.
Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории
В какой мере теория личностных конструктов обладает эмпирическими доказательствами
валидности своих основных концепций? Этому вопросу был посвящен литературный обзор, сделанный
свыше 25 лет назад Бонариусом (Bonarius, 1965), который на основании оценки почти 100
опубликованных исследований, толчком для которых послужили идеи Келли, пришел к заключению,
что было бы преждевременным утверждать, что теория Келли в этом смысле валидна. Однако более
Hosted by uCoz