Navigation bar
  Print document Start Previous page
 301 of 402 
Next page End  

поздние источники представляют экспериментальные данные в поддержку определенных аспектов
теории Келли (Duck, Craig, 1978; Higgins et al., 1982; Lord, 1982; Tobacyk, Downs, 1986). Тщательное
исследование показывает, что многие из этих работ используют тест, который Келли разработал для
оценки личностных конструктов, с помощью которых люди интерпретируют жизненные события. Этот
тест носит название «Репертуарный тест ролевого конструкта» (Role Construct Repertory Test). Как мы
увидим, этот тест позволяет получить данные, в какой-то мере подтверждающие идеи Келли о
расстройстве мышления при шизофрении (Fransella, Bannister, 1977; Neimeyer, Neimeyer, 1981).
Оказывается, его описание довольно интересной природы этих расстройств подтверждалось еще до
принятия во внимание исследований, подсказанных когнитивной теорией Келли.
Репертуарный тест ролевого конструкта
Келли разработал «Репертуарный тест ролевого конструкта» (сокращенно Реп-тест) для оценки
важных конструктов, которые человек использует при интерпретации значимых людей в его жизни
(Kelly, 1955). Первоначально Реп-тест мыслился как диагностический инструмент для того, чтобы
помочь психотерапевту понять систему личностных конструктов клиента и то, как он использует ее для
оценки своего социального и материального окружения. К сожалению, характер Реп-теста не
вписывается в традиционную систему психометрической оценки; нет данных о его надежности,
валидности или стандартизации, которые позволяют потенциальному пользователю применять тест
практически. Но в том, что делал Келли, вообще очень мало традиционного. Итак, хотя Реп-тест был
разработан в рамках теории Келли, исследования, касающиеся его клинического и экспериментального
применения, не обязательно показывают валидность самой теории. Помня об этом предостережении,
давайте рассмотрим, как используется этот оценочный инструмент для измерения конструктной
системы человека.
Существует много форм Реп-теста, индивидуальных и групповых, но одна методика является
общей для всех. Испытуемому предлагается список названий ролей — от 20 до 30 различных
обозначений ролей людей, которые предположительно важны или были важны для тестируемого
(например, учитель, который ему нравился). Испытуемого просят написать для каждой роли имя лично
знакомого ему человека, который больше всего подходит к этой роли. Некоторые из типичных ролей,
встречающиеся в перечне названий ролей, приведены в табл. 9-1.
Таблица 9-1. Перечень определений названия ролей для решетки Реп-теста
Название роли
Определение
1
Я
Вы сами
2
Мать
Ваша мать или человек, выполняющий роль матери в вашей жизни
3
Отец
Ваш отец или человек, выполняющий роль отца в вашей жизни
4
Брат
Ваш брат, близкий вам по возрасту, или, если его нет, мальчик приблизительно
вашего возраста, который мог бы быть вам братом в раннем отрочестве
5
Сестра
Ваша сестра, близкая вам по возрасту, или, если у вас нет сестры, девочка
приблизительно вашего возраста, которая могла бы быть вам сестрой в раннем
отрочестве
6
Супруг(а)
Ваша жена (муж), или, если вы не состоите в браке, ваш теперешний друг
противоположного пола
7
Принимаемый
учитель
Учитель, сильнее всего повлиявший на вас, когда вы были подростком
8
Отвергаемый
учитель
Учитель, чьи взгляды вызывали у вас наибольшие возражения, когда вы были
подростком
9
Начальник
Работодатель, супервизор или служащий, которому вы подчинялись, в период
большого стресса
10
Доктор
Ваш врач
11
Человек, которого
вы жалеете
Человек, которому вы больше всего хотели бы помочь или больше всего
сочувствуете
12
Отвергаемый
человек
Человек, с которым вы были связаны и который по каким-то причинам вам не
понравился
13
Счастливый
человек
Счастливый человек, которого вы лично знаете
Hosted by uCoz