Navigation bar
  Print document Start Previous page
 304 of 402 
Next page End  

Наиболее слабым местом в теории Келли является предположение, что люди могут точно
описать (определить) конструкты, которые они используют, чтобы объяснить, в чем другие люди
похожи друг на друга, а в чем различны. Однако ограничения, свойственные нашему языку,
предполагают, что конструкты не могут всегда быть адекватно вербализованы. Келли признавал, что
точные слова не всегда приходят на ум, когда людей просят описать их конструктные системы.
Фактически он полагал, что иногда люди формулируют «превербальные конструкты» еще до того, как
они научатся говорить. Тем не менее, даже когда испытуемые находят слова, наиболее точно
выражающие то, что они подразумевают, исследователи по-разному могут интерпретировать их. Слова,
которые испытуемые выбирают для описания конструктов, могут быть интерпретированы
исследователем так, что у него может сложиться неправильное впечатление о мировоззрении
испытуемого.
Учитывая тот факт, что Реп-тест имеет существенные ограничения (Bonarius et al., 1980),
вероятно, лучше всего рассматривать его только в качестве одного из нескольких источников
информации о том, как люди интерпретируют свой мир (как и большинство методов самооценки). А
именно: если исследователи и психотерапевты осведомлены о некоторых допущениях, лежащих в
основе этого метода, то Реп-тест может «быть полезным инструментом в изучении конструктной
системы испытуемых.
Расстройства мышления у больных шизофренией: «деструктивная» альтернатива
Большинство исследований, в которых применяется Реп-тест, разработанный Келли, посвящено
психиатрическим пациентам с диагнозом шизофрении. Клинические описания шизофрении обычно
акцентируют, что она характеризуется расстройствами речи и мышления (Epting, 1984, Gottesman,
Shields, 1982). Спутанность и неопределенность мыслей, чрезмерное использование новых слов с
особым значением (неологизмов), странные сдвиги в мышлении и фрагментарное общение
наблюдаются очень часто (Singer et al., 1978). В терминах конструктной теории больные шизофренией
используют слишком открытую и неустойчивую конструктную систему для интерпретации своего
опыта. Их идеи о людях слабо интегрированы и нестабильны, они страдают от недостатка структуры и
последовательности. Короче, мировоззрение больного шизофренией буквально не имеет смысла. Так
как Реп-тест дает метод оценки когнитивной структуры и организации в интерпретировании других
людей, он позволяет понять особенности нарушенных мыслительных процессов при шизофрении.
Баннистер и Франселла попытались оценить правильность утверждения, что больные
шизофренией используют сверхоткрытые и очень неустойчивые конструкты (Bannister, Fransella, 1966).
Они также пытались разработать экономичный и стандартизованный тест репертуарной решетки для
определения наличия шизофренического мыслительного расстройства. Испытуемые в этом
исследовании относились к шести различным группам: 1) больные шизофренией с расстройствами
мышления; 2) больные шизофренией без расстройств мышления; 3) здоровые; 4) больные с неврозами;
5) больные с органическими расстройствами (легкие формы повреждения мозга); 6) больные с
депрессией. Вариант Реп-теста был использован для измерения нарушений мышления. Испытуемым
предлагали восемь паспортных фотографий незнакомых людей и просили расположить их в
соответствии с шестью конструктными шкалами, которые здоровые люди обычно считают
взаимосвязанными. Сначала испытуемых просили расположить все восемь фотографий, от самого
доброжелательного лица к наименее доброжелательному.
Затем восемь фотографий были
перетасованы, и каждого испытуемого просили вновь расположить их по степени глупости. Эта
процедура повторялась с теми же фотографиями (каждый раз перетасованными) для шкал
эгоистичности, искренности, подлости и честности. Сразу после того, как испытуемые завершали это
задание (распределение 1), их просили повторить всю процедуру заново (распределение 2), используя те
же фотографии и располагая их в тех же конструктных шкалах. Им также сказали, что это делается не
для проверки их памяти, и что им нужно проделать вторую процедуру так, как будто они выполняют
тест в первый раз.
Баннистер и Франселла ввели в компьютер две статистические величины тестового протокола
каждого испытуемого — один для интенсивности и другой — для последовательности.
Уровень
интенсивности показывает, насколько близким является расположение испытуемым фотографий по
одному конструкту относительно расположения их по другим конструктам. Высокий уровень
интенсивности показывает, что испытуемый выстроил порядок так, как будто рассматриваемые
конструкты связаны, в то время как низкий уровень интенсивности показывает, что он рассматривал их
Hosted by uCoz