Navigation bar
  Print document Start Previous page
 308 of 402 
Next page End  

Вина. Вывод о содружестве Келли предполагает, что у всех нас есть стержневая система
конструктов. Определенные аспекты этой стержневой структуры, которые он назвал стержневыми
ролями,
являются важными детерминантами нашего восприятия идентичности. Примерами таких
стержневых ролей являются наши профессиональные роли, роли родителя и ребенка, близкого друга,
студента и т. д. Так как стержневые роли очень важны в нашей жизни, их неадекватное исполнение
может иметь неприятные последствия. По Келли, если другой человек интерпретирует наше
исполнение стержневой роли как неудачное, появляется чувство вины:
«Вина возникает, когда индивид
осознает, что отступает от ролей, с помощью которых он сохраняет наиболее важные взаимоотношения
с другими людьми» (Kelly, 1963, р. 228). Виноватый человек осознает, что он поступил не в
соответствии со своим собственным образом. Например, студент колледжа, считающий себя ученым,
почувствует вину, если он проведет слишком много времени в местном университетском баре со
своими приятелями, таким образом пренебрегая наиболее важным аспектом своей стержневой роли
ученого, а именно учебой. Вероятно, студент, считающий себя повесой, не испытывал бы такой вины.
Концепция вины Келли в чем-то напоминает концепцию нравственной тревоги Фрейда. С точки зрения
Келли, мы испытываем вину всякий раз, когда наше поведение противоречит нашему восприятию
самих себя. С точки зрения Фрейда, мы испытываем нравственную тревогу всякий раз, когда наши
поступки противоречат нашему восприятию того, что правильно и неправильно (совесть). Как считают
оба теоретика, мы испытываем дискомфорт, когда ведем себя не в соответствии с тем, чего ожидают от
нас, или с тем, чего мы ждем от себя: вина — по Келли, нравственная тревога — по Фрейду.
Угроза. Еще одно знакомое эмоциональное состояние
угроза —
рассматривается Келли как
осознание того, что наша конструктная система может быть существенно изменена вследствие каких-то
событий. Чувство угрозы появляется, когда неминуема большая встряска наших личностных
конструктов. Например, мы можем чувствовать угрозу, если окажется, что наша вера в честность и
неподкупность политических и деловых лидеров высокого ранга больше не подтверждается на деле.
Келли полагал, что угроза для человека — это психологическое насилие. Мысли о собственной смерти,
возможно, являются наиболее страшным видом угрозы, если только мы не интерпретируем ее как
необходимое условие, придающее смысл нашей жизни.
Враждебность. По определению Келли, враждебность
это «постоянные попытки получить
факты, говорящие в пользу такого типа социального прогноза, который уже доказал свою
несостоятельность» (Kelly, 1955, р. 510). Традиционно рассматриваемая как склонность вести себя
мстительно по отношению к другим или стремление причинять им ущерб, враждебность в теории
Келли — просто попытка придерживаться непригодного конструкта при столкновении с
противоречивым (неполноценным) фактом. Враждебный человек вместо признания того, что его
ожидания относительно других людей не реалистичны и поэтому нуждаются в пересмотре, пытается
заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение. Например, какова может
быть реакция отца, который обнаружил, что его дочь-студентка живет жизнью «сексуально свободной»
женщины? Не обращая внимания на неоспоримые факты, враждебный отец настаивает на своей вере в
то, что она — «его маленькая девочка». Изменять наши конструкты трудно, страшно и иногда даже
невозможно. Насколько лучше было бы, если бы мы могли изменить мир, чтобы он соответствовал
нашим предубеждениям, а не наши собственные взгляды на него! Враждебность как раз представляет
собой такую попытку. Это напоминает греческий миф о разбойнике Прокрусте, который растягивал
свою жертву или укорачивал ей ноги, чтобы она соответствовала длине его ложа!
Психическое здоровье и расстройство
Каждый день клинические психологи имеют дело с проблемой психического здоровья и
расстройства. Как следует понимать эти концепции в контексте теории личностных конструктов?
Сначала обратимся к здоровью: четыре характеристики определяют нормальное функционирование
человека, с точки зрения теории Келли. Первая: здоровые люди хотят оценивать свои конструкты и
проверять правильность своих ощущений по отношению к другим людям. Иначе говоря, такие люди
оценивают прогностическую эффективность своих личностных конструктов на основе социального
опыта. Вторая: здоровые люди могут отбросить свои конструкты и переориентировать системы
стержневой роли, как только окажется, что они не действуют. В терминологии Келли, конструкты
здорового человека проницаемы. Под этим подразумевается не только то, что он в состоянии признать
свою неправоту, но также и то, что он может пересмотреть их, когда этого требует жизненный опыт.
Третья характеристика психического здоровья — это желание расширить диапазон, объем и охват
Hosted by uCoz