Navigation bar
  Print document Start Previous page
 312 of 402 
Next page End  

изменяется и влияет на социальные взаимодействия. В частности, Келли рассматривал конструкты как
биполярные и дихотомичные. Он также охарактеризовал организацию конструктов в терминах
иерархической системы, в которой какие-то конструкты являются подчиняющими, а какие-то —
подчиненными по отношению к другим частям системы. Эта организация не закреплена жестко, так же
как не постоянны и сами конструкты. Были также рассмотрены другие многочисленные аспекты и
приложения теории личностных конструктов.
Келли более ясно, чем большинство персонологов, осознавал влияние философских взглядов
ученого на разрабатываемую им теорию личности. Тем не менее его позиция основывалась на исходных
положениях, касающихся природы человека. Теория личностных конструктов отражает:
-
сильную приверженность положениям рациональности, изменяемости, субъективности и
непознаваемости;
-
умеренную приверженность положению холизма—инвайронментализма;
-
промежуточную позицию по положению свобода—детерминизм.
Положения проактивности—реактивности и гомеостаза—гетеростаза не применимы к позиции
Келли, поскольку он рассматривал мотивацию как излишний конструкт.
Хотя теоретические концепции Келли мало разрабатывались другими исследователями, он
изобрел инструмент оценки личности —
Реп-тест, который широко применялся в разнообразных
исследованиях. Реп-тест оценивает личностные конструкты, которые люди используют в
интерпретации ролевых отношений и других аспектов своего опыта. Его применение было
проиллюстрировано в исследованиях расстройств мышления у больных шизофренией и на примере
формирования дружбы.
Теория личностного конструкта Келли применима к областям, далеким от тех, которые
традиционно определяют как когнитивные. В разделе главы, посвященном практическому
использованию, показано применение теории Келли к нуждам клинических психологов —
эмоциональные состояния, психологическое здоровье и расстройства и психотерапия.
Вопросы для обсуждения
1. Опишите философию конструктивного альтернативизма Келли. Какое значение имеет эта
философия для вашей жизни? Например, создаете ли вы сами ваши «тревоги и беспокойство» (из-за
способа, с помощью которого вы интерпретируете события)? Если вы осознаете это, можете ли вы
интерпретировать события по-другому, чтобы облегчить ненужную психологическую ношу, которую
вы сейчас несете? Как?
2. Трудное упражнение. Если бы вам нужно было выбрать только одно слово для описания
ваших чувств о всей вашей жизни, что это было бы за слово? Напишите его. Теперь напишите
противоположное ему. Можете ли вы определить, какую роль играет этот конструкт в том, как вы
интерпретируете события в различных сферах вашей жизни (например, личные взаимоотношения,
школа, работа)?
3. Что имел в виду Келли, когда говорил, что все люди — ученые?
4. Почему Келли отрицал традиционные концепции мотивации для объяснения поведения
человека?
5. Объясните значение основного постулата Келли. Какие основные выводы служат для его
развития?
6. Верите ли вы, что «личность» — это конструкт персонолога? Если да, может ли вы объяснить,
почему существует так много разных теорий личности? И каковы тогда отношения между конструктами
персонологов и их основными положениями, касающимися природы человека?
7. Выполните Реп-тест на рис. 9-2. Помогло ли вам это упражнение понять свои конструкты и то,
что подразумевается под термином «конструкт»? Каким образом?
8. Что говорят исследования, использующие Реп-тест, о формировании и разрыве дружбы? Как
вы полагаете, могут ли два человека сохранить дружбу, даже если они не имеют сходных конструктов?
9. Как Келли интерпретирует эмоциональные состояния тревоги и вины с точки зрения своей
теории личностных конструктов?
10. Что такое терапия фиксированной роли? Верите ли вы, что определенный контингент
клиентов будет реагировать на эту форму терапии лучше, чем на другие? Если да, то кто и почему?
Hosted by uCoz