Navigation bar
  Print document Start Previous page
 316 of 402 
Next page End  

Baldwin A. C., Critelli J. W., Stevens L. C., Russell S. (1986). Androgyny and sex role measurement: A
personal construct approach. Journal of Personality and Social Psychology, 51, 1081-1088.
Epting F. R., Neimeyer R. A. (Eds.) (1984). Personal meanings of death: Applications of personal
construct theory to clinical practice. New York: Hemisphere/McGraw-Hill.
Landfield A. W., Epting F. R. (1987). Personal construct psychology: Clinical and personality
assessment. New York: Human Sciences Press.
Neimeyer R. A., Neimeyer G. J. (Eds.) (1987). Personal construct therapy casebook. New York:
Springer.
Thompson G. G. (1968). George Alexander Kelly: 1905-1967. Journal of General Psychology, 79, 19-
24.
Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу
Теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных
категорий. Первая, психоанализ,
представляет человека как существо с инстинктивными и
интрапсихическими конфликтами. Эта мрачная концепция человеческой природы вытекает из изучения
Фрейдом людей, имеющих психические расстройства, и подчеркивает бессознательные и
иррациональные силы в качестве управляющих факторов поведения. Второе направление в психологии
личности, бихевиоризм, трактует людей практически как послушные и пассивные жертвы сил
окружающей среды. Как мы убедились на примере Скиннера, бихевиористы рассматривают научение и
опыт в качестве основных строительных блоков того, что мы определяем как личность.
Гуманистическая психология третье и самое новое направление персонологии предлагает
радикально противоположную трактовку человеческой природы. Ученые, причисляющие себя к этому
течению (также рассматриваемому как «третья сила» или «развитие потенциала человека»), заявляют,
что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической
психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и
самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому.
Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди — в высшей степени
сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В
общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни,
обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или
социальными воздействиями.
Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взглядам, например,
Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как
выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности,
основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения,
характерные для гуманистического направления.
Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост,
самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного
(и другие способы выражения стремления «наверх») сейчас нужно принять безоговорочно как широко
распространенную и, возможно, универсальную тенденцию (Maslow, 1987, р. XX)
Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие потенциала
саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для
тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на человечество. Его вклад в изучение и
понимание личности находится в центре внимания этой главы.
Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности
Биографический очерк
Абрахам Харольд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году.
Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели,
чтобы он, старший из семи детей, получил образование, и содействовали этому, хотя, по его
Hosted by uCoz