Navigation bar
  Print document Start Previous page
 318 of 402 
Next page End  

изданий. Маслоу живо интересовался возрастной психологией и в конце своей жизни поддерживал
Институт Исален в Калифорнии и другие группы, включенные в изучение потенциала человека.
Большинство книг Маслоу были написаны в течение последних 10 лет его жизни. Это: «По
направлению к психологии бытия» (1968); «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964);
«Эупсихея: дневник» (1965); «Психология науки: рекогносцировка» (1966); «Мотивация и личность»
(1987, 3rd edition) и «Новые измерения человеческой природы» (1971, сборник статей, ранее
опубликованных Маслоу в различных психологических журналах). Том, составленный при участии его
жены и названный «Памяти Абрахама Маслоу» (Abraham Н. Maslow: A Memorial Volume), был
опубликован посмертно в 1972 году.
Основные принципы гуманистической психологии
Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале
1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической
альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии — психоанализу и
бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической
системой — лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к
личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы.
Хотя
взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют
определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции
имеют глубокие корни в истории западного философского мышления (Durant, 1977). Гуманистическая
психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими
европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969),
Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые выдающиеся психологи
также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди
них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.
Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического
осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и
пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «сущий-в-мире», осознанно и
болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне
мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является
продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно
раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас
ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: «Человек не что иное, как то, чем он
делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма» (Sartre, 1957, р. 15). Следовательно,
экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов — мы все стоим перед задачей
наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда «жизнь есть то, что мы из нее делаем».
Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни
смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей
ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому
испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.
Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте,
ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора,
они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что
выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния,
отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для
экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и
искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как
экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она
апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый
человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди — мыслящие
существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно,
гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно
делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр — «Я есть мой выбор».
Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из
Hosted by uCoz