Navigation bar
  Print document Start Previous page
 321 of 402 
Next page End  

психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторонности, так как она основана
на абнормальных или «больных» аспектах природы человека (то есть ее недостатках и
несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель человечества.
Чтобы исправить этот недостаток, Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом
человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он
был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье.
Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в
результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изучении
самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной
науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование
является основной темой жизни человека — темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с
психическими нарушениями.
Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди психологов в 1960-е и
1970-е годы. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и
самореализации, оказался оптимистической альтернативой тому, что они рассматривали как
механистические и дегуманизированные модели поведения человека. Хотя с тех пор популярность
гуманистического направления несколько снизилась, его влияние на основные тенденции развития
психологии и теории личности все еще очевидно. Такие области, как консультирование, социальная
работа, образование, уход за больными, управление в бизнесе и маркетинг, также подверглись влиянию
идей Маслоу (Leonard, 1983).
Мотивация: иерархия потребностей
Вопрос о мотивации, возможно, является наиболее важным во всей персонологии. Маслоу
(Maslow, 1968, 1987) полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь
значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной
гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко
достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и
потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность
удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда
человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется
тем, что люди почти всегда чего-то желают.
Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные,
или инстинктоидные, и что
они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. На рис. 10-1 схематически
представлена эта концепция иерархии потребностей в мотивации человека. Потребности в порядке их
очередности:
-
физиологические потребности;
-
потребности безопасности и защиты;
-
потребности принадлежности и любви;
-
потребности самоуважения;
-
потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.
Hosted by uCoz