Navigation bar
  Print document Start Previous page
 323 of 402 
Next page End  

одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что
неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более
низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока
эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.
Теперь давайте рассмотрим категории потребностей Маслоу и выясним, что включает в себя
каждая из них.
Физиологические потребности
Самыми основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей являются
потребности, существенные для физического выживания. В эту группу включаются потребности: в
пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в
сенсорной стимуляции. Эти физиологические потребности непосредственно касаются биологического
выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем
любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Иначе говоря, человек, которому не
удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в
потребностях, занимающих высшие уровни иерархии.
Конечно, социальное и физическое окружение в американской культуре обеспечивает
удовлетворение первичных потребностей для большинства людей. Однако, если у человека одна из этих
потребностей остается неудовлетворенной, она очень быстро становится настолько доминирующей, что
все другие потребности исчезают или отходят на задний план. Хронически голодный человек вряд ли
стремится сочинять музыку, делать карьеру или строить дивный новый мир. Такой человек слишком
занят поисками хоть какой-то еды.
Потребности поддержания жизни являются решающими для понимания поведения человека.
Разрушительное воздействие, которое оказывает на поведение недостаток пищи или воды, описано в
многочисленных экспериментах и автобиографиях. Один из примеров того, насколько голод может
господствовать над поведением человека, получен при изучении мужчин, которые отказались от
несения военной службы во время второй мировой войны по религиозным или другим соображениям.
Они согласились участвовать в эксперименте, в котором их посадили на полуголодную диету для
изучения воздействия фактора пищевой депривации на поведение (Keys et al., 1950). Во время
исследования, по мере того как мужчины начали терять в весе, они стали безразличными почти ко
всему, кроме еды. Они постоянно говорили о еде, и поваренные книги стали их любимым чтением.
Многие из мужчин даже потеряли интерес к своим девушкам! Этот и многие другие
зарегистрированные случаи показывают, как внимание обычно перемещается от более высоких
потребностей к более низким, если последние перестают удовлетворяться.
Потребности безопасности и защиты
Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека
приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты.
Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости
событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти
потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.
Маслоу предположил, что проявление потребностей безопасности и защиты проще всего
наблюдать у младенцев и маленьких детей ввиду их относительной беспомощности и зависимости от
взрослых. Младенцы, например, демонстрируют реакцию испуга, если их неожиданно уронят или
испугают громким шумом или вспышкой света. Проявление потребности безопасности так же
очевидно, когда дети заболевают. Ребенок со сломанной ногой может испытывать страхи, страдать от
ночных кошмаров и проявлять потребность в защите и утешении, не слишком очевидную до
несчастного случая.
Другой показатель потребности в безопасности — предпочтение ребенком определенного рода
зависимости, стабильного распорядка. По Маслоу, маленькие дети наиболее эффективно
функционируют в семье, где, по крайней мере до определенной степени, установлены четкий режим и
дисциплина. Если данные элементы отсутствуют в окружении, ребенок не чувствует себя в
безопасности, он становится тревожным, недоверчивым и начинает выискивать более стабильные
жизненные территории. Маслоу далее замечал, что родители, которые воспитывают детей, ничем не
Hosted by uCoz