Navigation bar
  Print document Start Previous page
 325 of 402 
Next page End  

людьми, основанные на взаимном уважении, восхищении и доверии. Быть любимым и признанным
важно для здорового чувства достоинства. Когда вас не любят, появляется пустота и враждебность.
Несмотря на скудость эмпирических данных, касающихся потребностей принадлежности и
любви, Маслоу настаивал на том, что их влияние на поведение потенциально разрушительно в таком
меняющемся и подвижном обществе, как Соединенные Штаты. Америка стала землей кочевников (по
данным переписи, приблизительно одна пятая населения меняет адреса по крайней мере раз в год),
стала нацией без корней, отчужденной, безразличной к проблемам дома и сообщества, пораженной
поверхностностью человеческих отношений. Несмотря на тот факт, что люди живут в густо населенных
местах, они часто не общаются. Многие едва знают имена и лица людей по соседству, не вступают с
ними в разговоры. В общем, не избежать вывода, что поиски близких взаимоотношений являются одной
из наиболее широко распространенных социальных потребностей человечества.
Именно Маслоу утверждал, что потребности принадлежности и любви часто не удовлетворяются
американским обществом, в результате чего развиваются дезадаптация и патология. Многие неохотно
открывают себя для близких отношений, так как боятся быть отвергнутыми. Маслоу заключал, что есть
доказательство существенной корреляции между счастливым детством и здоровьем в зрелой жизни.
Такие данные, с его точки зрения, поддерживают тезис, что любовь является основной предпосылкой
здорового развития человека.
Потребности самоуважения
Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена,
степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу
разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия,
как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он
достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь.
Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и
приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается
значимыми другими.
Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе,
достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих
потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и
зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности,
чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя
по сравнению с другими. Дети, чья потребность в уважении и признании отрицается, особенно склонны
низко оценивать себя (Coopersmith, 1967).
Маслоу подчеркивал, что здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении
другими, а не на славе, социальном положении или лести. Следовательно, довольно рискованно строить
удовлетворение потребности в уважении на мнении других, а не на собственных способностях,
достижениях и аутентичности. Если наше самоуважение зависит от посторонней оценки — мы
находимся в психологической опасности. Для того, чтобы быть прочным, самоуважение должно
основываться на нашей действительной значимости, а не на внешних факторах, находящихся вне
нашего контроля.
Очевидно, что потребности уважения в жизни выражаются очень разнообразно. Одобрение
сверстников, квинтэссенция уважения для подростка, выражается в том, что он популярен и его
приглашают на вечеринки, а взрослого уважают обычно за то, что у него есть семья и дети, хорошо
оплачиваемая работа и заслуги в деятельности гражданских организаций. Маслоу предположил, что
потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем, в
средние годы, их интенсивность уменьшается (Maslow, 1987). Тому есть две причины. Во-первых,
взрослые обычно приобретают более реалистичную оценку своей действительной значимости и
ценности, поэтому потребности уважения больше не являются ведущими силами в их жизни. Во-
вторых, большинство взрослых уже имели опыт уважения и признания, что позволяет им двигаться к
более высоким уровням растущей мотивации. Эти положения отчасти могут объяснить заявление
Маслоу, что истинная самоактуализация встречается только после достижения зрелого возраста.
Потребности самоактуализации
Hosted by uCoz