Navigation bar
  Print document Start Previous page
 331 of 402 
Next page End  

Основные положения Маслоу относительно природы человека
Как отмечалось ранее, гуманистическая психология развилась в значительной степени из
протеста против образа человека, превалирующего в традициях психоанализа и бихевиоризма.
Ключевое отличие этих других направлений от гуманистической теории предстает наиболее очевидно
при рассмотрении основных положений каждого из них. Тщательное изучение основных положений
Маслоу (рис. 10-2), особенно при сравнении с положениями Фрейда и Скиннера, должно пролить свет
на эти различия.
Сильная
Умерен-
ная
Слабая
Средняя
Слабая
Умерен-
ная
Сильная
Свобода
+
Детерми
Рациональность
+
Ирраци
Холизм
+
Элемен
Конституционализм
+
Инвайр
Изменяемость
+
Неизме
Субъективность
+
Объект
Проактивность
+
Реактив
Гомеостаз
+
Гетерос
Познаваемость
+
Непозна
Рис. 10-2. Позиция Маслоу по основным положениям, касающимся природы человека.
Свобода—детерминизм. Хотя Маслоу сомневался в одобрении идеи абсолютной свободы,
высказываемой многими выдающимися экзистенциалистами, он, конечно, близок к их взглядам. Для
него человек в корне свободен и ответствен за решение, какой образ жизни выбрать. Эта личная свобода
особенно отчетливо проявляется в том, что человек решает, каков его потенциал и как он будет
стремиться актуализировать его.
С точки зрения Маслоу, чем старше человек и чем выше он поднялся в иерархии потребностей,
тем он свободнее. Например, ребенок раннего возраста не является истинно свободным, так как у него
доминируют физиологические потребности; он в действительности не «решает», когда есть, спать или
очистить кишечник. Но его потенциал уже заложен в нем. Когда человек взрослеет, он движется вверх в
иерархии потребностей и постепенно создает свою индивидуальность. Фактически он начинает
формировать того человека, каким он хочет стать. Чем выше он находится на лестнице потребностей,
тем свободнее он от влияния Д-мотивации и, следовательно, более свободен в создании своей судьбы.
Приверженность Маслоу положению свободы очень сильна.
Рациональность—иррациональность. Рассматривая позицию Маслоу относительно
рациональности, важно помнить, что он считал изучение животных совершенно необязательным для
познания психологии человека. Одной из важных причин такого отрицания является то, что животные,
находящиеся на более низком филогенетическом уровне, никогда не оценивают сознательно прошлый
опыт, не думают о настоящих событиях, не рассматривают гипотетические возможности и не решаются
в результате сознательно на какое-то действие. А люди каждодневно делают это. Следовательно, с
точки зрения Маслоу, разумность является основной чертой человека.
Хотя Маслоу принимал во внимание иррациональность, видя ее в противоречиях между
потребностями, в компульсивных и непоследовательных действиях, поведение человека для него в
большой степени регулируется рациональными
силами. Одним из доказательств такой убежденности
Маслоу является то, что он рассматривал осознанные самоотчеты людей об их субъективном опыте в
качестве достоверных данных для изучения личности. Ни один персонолог не поддерживает
«интроспективный метод исследования», если он не верит в то, что человек, с которым он работает,
достаточно рационален и сознателен в понимании причин своего поведения. В то же время, однако,
Маслоу (Maslow, 1970) признавал использование проективных методик (например, тест тематической
апперцепции и тест Роршаха), которые разработаны для раскрытия бессознательных, иррациональных
аспектов личности. Но иррациональные процессы не доминируют в жизни большинства людей.
Основной акцент в своей гуманистической теории Маслоу сделал на описании человека, рационально
принимающего решения и стремящегося актуализировать свой потенциал. Его приверженность
Hosted by uCoz