Navigation bar
  Print document Start Previous page
 332 of 402 
Next page End  

рациональности безоговорочно сильна.
Холизмэлементализм. Трудно представить теоретика личности, более приверженного
положению холизма, чем Абрахам Маслоу. Как отмечалось ранее, один из основных принципов
гуманистической психологии — «индивид как единое целое». Даже среди коллег, гуманистических
психологов, он выделяется тем, какое значение приобретает холизм в его теории (Maddi, Costa, 1972).
Мы уже цитировали Маслоу относительно того, что «Именно Джон Смит хочет есть, а не
желудок Джона Смита» (Maslow, 1987, р. 3). Но Джон Смит также хочет безопасности, самоуважения и,
помимо прочего, самоактуализации. Все аспекты личности переплетены в объяснении, даваемом
Маслоу состояниям человека. Индивид как целое является единственно подходящей целью для
психологического исследования. Приверженность Маслоу положению холизма стремится к
максимально возможной.
Конституционализм—инвайронментализм. Может показаться, что акцент на свободе,
очевидный в теории Маслоу, уменьшает применимость данного положения. Если люди в большой
степени свободны в формировании самих себя и творчески определяют свою судьбу, то ни
конституция, ни окружение не играют значительной роли в выстраивании поведения человека. Маслоу,
однако, приписывал большее значение конституции. Физиологические потребности, явно
конституциональные по происхождению, являются основой для всей модели иерархии потребностей
при рассмотрении мотивации человека. Кажется даже, что он использует эту концепцию больше для
утверждения биологической общности человечества, чем для объяснения индивидуальных различий.
Маслоу предположил, что все потребности человека инстинктоидны или наследственно
детерминированы. Он использовал термин инстинктоидный,
чтобы подчеркнуть биологическую и
генетическую основу потребностей, общих для всех представителей вида homo sapiens. И в то же время
он утверждал, что люди не обладают инстинктами подобно животным: «У людей больше нет
инстинктов в животном смысле, властных безошибочных внутренних голосов, которые говорят им
недвусмысленно, что делать, когда, где, как и с кем. Все, что у нас осталось — это пережитки
инстинкта» (Maslow, 1968, р. 191). Далее он предположил, что потребности высшего уровня слабы и
легко тормозятся или изменяются в результате страха, неблагоприятных культурных условий и
неправильного научения. Иначе говоря, несмотря на то, что инстинктоидные потребности свойственны
человеку, их можно изменить или даже преодолеть под влиянием мощных сил окружения. Тем не
менее, с точки зрения Маслоу, природа человека является врожденным качеством, а не приобретенным.
Дальнейшие следы конституционализма можно найти в концепции метапотребности и
самоактуализации, разработанной Маслоу. Они уже обсуждались выше, с использованием таких
терминов, как «врожденное стремление», «инстинктивный» и «присущий человеку». Действительно,
Маслоу рассматривал стремление актуализировать потенциал как неотъемлемую составляющую того,
чем является человек, а не как то, что он приобретает. Этот побудительный мотив — врожденный.
Маслоу не признавал влияния раннего окружения на развитие личности, но, по-видимому, придавал
значение этому фактору только когда он был невероятно разрушительной силой, вызывающей
последующее эмоциональное расстройство. Но тем не менее, хотя Маслоу не отрицал того, что на
личность оказывают влияние силы окружения, он особо подчеркивал биологические потребности,
общие для всего вида. С нашей точки зрения, теория Маслоу отражает умеренную приверженность
конституционализму.
Изменяемость—неизменность. Понимание взаимоотношений между свободой и мотивацией
роста существенно для оценки позиции Маслоу по этому положению. Напомним, что, по Маслоу, люди
способны сами формировать свою жизнь. Также в его теории центральное место занимает положение о
том, что индивиды всегда стремятся к личностному росту — концепция самоактуализации является
вершиной пирамиды иерархии потребностей. Свобода и мотивация роста взаимодействуют в
гуманистической теории, подразумевая постоянные изменения в личности индивидуума. То есть по
мере того, как человек поднимается в иерархии потребностей, он становится все более свободен в
выборе направлений личностного роста. Когда человек следует этим выбранным направлениям, он
обязательно меняется. Следовательно, в теории Маслоу люди обладают способностью решать, какими
они хотят стать; так как их рост может идти в различных направлениях, личность непременно меняется.
В гуманистической теории изменение личности лучше всего рассматривать как движение к
актуализации потенциала. Даже если какие-то из потенций являются врожденными, то в какой степени
человек актуализирует их, а также как он решает делать это, всегда является только делом личного
выбора. Следовательно, по мере движения от Д-мотивов к Б-мотивам люди постоянно делают выбор
направления своей жизни и непрерывно изменяются в этом процессе. В этом смысле приверженность
Hosted by uCoz