Navigation bar
  Print document Start Previous page
 336 of 402 
Next page End  

несамоактуализирующихся людей (Daniels, 1982).
В свете этих проблем легко видеть, почему объяснение Маслоу метапсихологии
самоактуализирующегося человека обоснованно критиковалось (Daniels, 1988). К его чести, Маслоу
признавал, что данный предмет изучения оставляет желать лучшего в смысле подчинения требованиям
строгого эмпирического исследования. «По обычным стандартам лабораторного исследования, то есть
строгого и контролируемого эксперимента, это просто даже и не исследование» (Maslow, 1971, р. 42).
Он также отмечал, что единственной альтернативой было бы совсем не изучать самоактуализацию или
подождать, пока не будут разработаны соответствующие научные методы. И наконец, он рассматривал
свое исследование как «пилотажную» работу, которая, какой бы неадекватной в отношение научной
точности она ни была, однажды будет подтверждена другими.
Оценка самоактуализации
Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализации изначально
пресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения Маслоу. Однако разработка
«Опросника личностной ориентации» (Personal Orientation Inventory, POI) (Shostrom, 1964, 1974) дала
исследователям возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией (Knapp,
1976; Kelly, Choran, 1985). POI — это опросник самоотчета, разработанный для
оценки различных
характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений
вынужденного выбора. Из каждой пары утверждений респондент должен выбрать то, которое лучше его
характеризует. Примеры вопросов теста представлены в табл. 10-3.
Таблица 10-3. Примеры вопросов из «Опросника личностной ориентации»
Респондент читает каждую пару утверждений и затем выбирает из нее то, которое, по его
мнению, лучше его характеризует.
1. а) Я живу по правилам и стандартам, принятым в обществе
б) Я не вижу необходимости всегда подчиняться правилам и стандартам, установленным в
обществе
2. а) Я делаю то, чего от меня ожидают другие
б) Я не чувствую необходимости делать то, чего от меня ожидают другие
3. а) Люди должны всегда контролировать свой гнев
б) Люди должны выражать обоснованное негодование
4. а) Для меня важно, как я живу здесь и сейчас
б) Для меня не очень важно, как я живу здесь и сейчас
5. а) Я чувствую себя виноватым, когда замечаю у себя эгоистические побуждения
б) Я не чувствую себя виноватым, когда замечаю у себя эгоистические побуждения
(Источник: Shostrom, 1964, p. 207-218.)
POI состоит из двух основных шкал и десяти субшкал. Первая основная шкала измеряет то, в
какой степени человек является направленным на себя,
а не направленным на других в поисках
ценностей и смысла жизни. Люди, направленные на себя, стараются использовать собственные
принципы и мотивы в качестве основы для своих суждений и действий. Их жизнь отмечена
автономностью, самоподдержкой и свободой. И наоборот, люди, направленные на других, стремятся
зависеть от мнения других и от социальных норм как основы для своих суждений и действий. Их жизнь
отмечена зависимостью, конформизмом и потребностью в одобрении и приятии. Очевидно, никто не
может функционировать эффективно в обществе без чувства направленности на других, но тем не менее
от самоактуализирующихся людей следует ожидать большей направленности на себя, чем от людей,
которые самоактуализируются в меньшей степени.
Вторая основная шкала называется компетентность во времени.
Она измеряет то, в какой
степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем. Считается, что
люди, компетентные во времени, могут размышлять о том, как прошлое относится к настоящему, и
реалистично связывать долгосрочные планы с текущими задачами. У них есть чувство непрерывности
этих трех аспектов времени. И наоборот, люди некомпетентные во времени отделяют свое прошлое и
будущее от настоящего. Их жизнь в настоящем основана на сожалениях и чувстве обиды, связанных с
прошлым, и идеализированных целях или страхах, связанных с будущим. Они также испытывают
Hosted by uCoz