Navigation bar
  Print document Start Previous page
 341 of 402 
Next page End  

Потребность в уединении и уверенность в себе проявляются также и в других аспектах
поведения самоактуализирующихся людей. Например, они сохраняют спокойствие и невозмутимость,
когда их постигают личные несчастья и неудачи. Маслоу объясняет это тем, что
самоактуализирующиеся люди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на те
мнения или чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие люди. Действительно, они
сами для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам общества заставить их
придерживаться социальных условностей.
6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Исходя из характеристик,
рассмотренных выше, можно предположить, что самоактуализирующиеся люди свободны в своих
действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им
полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для
истинно самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна «правильная» академическая
атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде, потому что у него есть он сам. В этом
смысле он является «самодостаточным» организмом.
У здоровых людей высока степень самоуправления и «свободы воли». Они считают себя
самоопределяющимися, активными, ответственными и самодисциплинированными хозяевами своей
судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать
внимания на мнения и влияние других, поэтому
они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее
удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост. Конечно, достижение
такого состояния внутренней независимости определяется тем, получал ли человек в прошлом любовь и
защиту от других.
7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по
достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение,
удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая;
прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие
от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную
судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную
жизнь.
Ключевым моментом открытости для новых переживаний является то, что
самоактуализирующиеся люди не разделяют переживания на категории и не гонят их от себя. Наоборот,
их субъективный опыт очень богат, и каждый день жизни с его обычными делами всегда остается для
них захватывающим и волнующим событием.
8. Вершинные, или мистические, переживания. Изучая процесс самоактуализации, Маслоу
пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал вершинными
переживаниями.
Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты
расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические
состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах
творчества, озарения, открытия и слияния с природой. Такие люди могут «включиться» без
искусственных стимуляторов. Их включает уже то, что они живы.
По Маслоу, вершинные, или мистические, переживания не имеют божественной или
сверхъестественной природы, хотя по своей сути они религиозны. Он обнаружил, что в состоянии
вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего «Я»
или выходят за его пределы. Они одновременно чувствуют себя и более сильными, и более
беспомощными, чем прежде, и утрачивают чувство времени и места. По Маслоу, вершинные
переживания, которые действительно меняют человека, происходят, когда их заслуживают: «Человек
пришел к инсайту после года нелегкого лечения у психоаналитика; или философ, который в течение 15
лет работал над какой-то проблемой, наконец увидел ее решение» (Hardeman, 1979, р. 24).
<Рождение ребенка часто дает вершинное переживание.>
9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены,
а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство
близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям
улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему
человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры
к младшим братьям и сестрам.
10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более
глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные»
люди. Чаще всего те, с кем они
Hosted by uCoz