Navigation bar
  Print document Start Previous page
 343 of 402 
Next page End  

независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те,
кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей
непокорными и эксцентричными. Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего
окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что
социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри
этой системы.
Самоактуализирующиеся люди не ангелы
Сказанное выше может привести к заключению, что самоактуализирующиеся люди — избранная
группа «суперзвезд», приближающаяся к совершенству в искусстве жить и стоящая на недосягаемой
для остального человечества высоте. Маслоу недвусмысленно опровергал подобные выводы. Будучи
несовершенными по своей человеческой природе, самоактуализирующиеся люди так же подвержены
глупым, неконструктивным и бесполезным привычкам, как и мы, смертные. Они могут быть упрямы,
раздражительны, скучны, вздорны, эгоистичны или подавлены, и ни при каких обстоятельствах они не
защищены от необоснованного тщеславия, чрезмерной гордости и пристрастия к своим друзьям, семье
и детям. Вспышки темперамента не так уж необычны для них. Маслоу также обнаружил, что его
испытуемые способны проявлять определенную «хирургическую холодность» в межличностных
конфликтах. Например, одна женщина, осознав, что больше не любит мужа, развелась с ним с
решимостью, граничащей с безжалостностью. Другие оправлялись после смерти близких им людей
настолько легко, что казались бессердечными.
Далее, самоактуализирующиеся люди не свободны от чувства вины, тревоги, печали и сомнений
в себе. Из-за чрезмерной сосредоточенности они зачастую не переносят пустых сплетен и легкого
разговора. Фактически они могут говорить или вести себя так, что это подавляет, шокирует или
оскорбляет других. И наконец, их доброта к другим может сделать их уязвимыми для бесполезного для
них общения (скажем, им грозит опасность погрязнуть в общении с надоедливыми или несчастными
людьми). Несмотря на все эти несовершенства, самоактуализирующиеся люди рассматривались Маслоу
как великолепные образцы психического здоровья. По крайней мере, они напоминают нам, что
потенциал психологического роста человечества гораздо выше, чем тот, которого мы достигли.
Психологическая утопия: Эупсихея
Вклад Маслоу в персонологию не был бы полным, если он не обратил бы внимания на те
необходимые изменения, которые, как он чувствовал, вызывают самоактуализацию в широком объеме.
Он утверждал, что обстоятельства окружения
могут либо способствовать, либо препятствовать
стремлению к метажизни. Хороший человек и хорошее общество, с точки зрения Маслоу, одно и то же.
Он считал, что наша современная культура и социальные институты основаны на гедонически
извращенной концепции природы человека. А именно, он полагал, что суть главных положений,
лежащих в основе воспитания детей, официального образования, отношений работодатель — работник
и даже ведущих религиозных конфессий, состоит в том, что человек является не более чем
нарциссическим животным. Контролировать поведение такого создания можно только с помощью
строгой дисциплины и постоянной угрозы наказания. Бездна энергии тратится на то, чтобы подавить в
человеке дьявола. Напротив, Маслоу чувствовал, что вероятность самоактуализации возрастает, когда
окружение способствует удовлетворению потребностей человека: «В таких условиях самые глубинные
пласты природы человека могут проявляться с большей легкостью» (Maslow, 1987, р. 122).
Маслоу (Maslow, 1971, 1987) мечтал об утопическом обществе, которое могла бы основать на
пустынном острове тысяча здоровых семей, мигрировавших туда с целью самим определить свою
судьбу. Он назвал эту потенциальную утопию Эупсихея. В ее основе должна была лежать философия
анархизма, то есть правительство не должно было бы ограничивать свободу индивида. Основные
потребности и метапотребности уважались бы гораздо больше, чем в нашем обществе. Людям
позволяли бы свободно делать какой угодно выбор. В Эупсихее был бы полный синергизм, или работа
вместе. Такое общество также было бы обществом, ценящим простоту и бескорыстие. Словом,
обитатели Эупсихеи были бы честны друг с другом и менее внушаемы, жестоки и высокомерны, чем
мы.
Истинная ценность Маслоу как психолога-теоретика заключается в его интересе к таким сферам
функционирования человека, которые большинство других ученых почти полностью игнорировали. Он
Hosted by uCoz