Navigation bar
  Print document Start Previous page
 356 of 402 
Next page End  

следует изучать в контексте «настоящее — будущее».
И наконец, Роджерс подчеркивал, что поведение можно понять только если обращаться к
целостному человеку. Другими словами, он поддерживал холистическую точку зрения на личность —
представление о том, что человек ведет себя как интегрированный организм, и это единство нельзя
свести к составляющим частям его личности. Приверженность Роджерса холистическому направлению
видна практически в каждом аспекте его теоретической системы.
Я-концепция: «все-таки кто я?»
Из предыдущего обсуждения должно быть ясно, что Я-концепция является определяющей в
подходе Роджерса. Фактически конструкт самости является столь неотъемлемой частью роджерсовской
теории, что некоторые психологи определяют ее как «теорию Я» (Patterson, 1973). Но, удивительно,
Роджерс начал создавать свою теорию отнюдь не с признания важности собственного «Я» в
переживаниях человека. Скорее он начал с представления самости как «неясного, двусмысленного,
научно бессмысленного термина», который больше не в моде у уважающих себя психологов (Rogers,
1959, р. 200). Однако его пациенты настаивали на выражении своих проблем и установок в терминах
самости, и постепенно он осознал, что самость была значительным элементом в опыте человека и что
целью пациента было достичь своей «реальной сущности». Самость,
или Я-концепция (Роджерс
использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как:
«Организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий
свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с
различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт,
который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый» (Rogers, 1959, р. 200).
Таким образом, «Я» — это дифференцированная часть феноменального поля, или поля
восприятия человека (определенного как всеобщность переживаемого), которая состоит из осознанного
восприятия и ценностей «Я», Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой
представляет. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя.
Для примера, человек может воспринимать себя так: «Я умный, любящий, честный, внимательный и
привлекательный». С точки зрения феноменологического направления, Я-концепция часто отражает то,
как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Эти ролевые образы
формируются в результате все более усложняющихся транзакций между людьми. Следовательно, Я-
концепция может включать некий набор образов «Я» — родителя, супруга, студента, служащего,
руководителя, спортсмена, музыканта и артиста. Легко заметить, что «Я» человека может состоять из
наборов восприятия, отражающих многие специфические «роли» в различных жизненных контекстах
(Markus, Nurius, 1986).
Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими,
как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Этот последний компонент «Я» называется Я-
идеальное. По Роджерсу, Я-идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока
не имеет. Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.
Роджерсовское понятие «Я» можно также понимать в терминах различных свойств и функций.
Для начала Роджерс постулировал, что Я-концепция исходит из общих законов и принципов
восприятия, установленных в научной психологии (см. Epstein, 1973). Это означает, что структура «Я»
действует в терминах таких процессов восприятия, как фигура—фон, завершение и сходство. Во-
вторых, Роджерс полагал, что Я-концепция пространственна по природе, и считал, что она представляет
собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я». Так,
например, хотя «Я» постоянно меняется в результате нового опыта, оно всегда сохраняет качества
целостной системы, гештальта. Неважно, насколько люди изменяются со временем, у них всегда
сохраняется внутреннее чувство, что они в любой момент времени остаются все теми же людьми. Далее
Роджерс предположил, что Я-концепция — это не гомункул или «маленький человечек в голове»,
который контролирует действия человека. «Я» не регулирует поведение; наоборот, оно символизирует
главную часть сознательного опыта индивида. И наконец, панорама опыта и восприятия, известная как
«Я», принимается и признается сознанием. Роджерс полагал, что для Я-концепции, в которую
включены бессознательные процессы, нельзя дать рабочее определение, и, следовательно, она не
поддается научному исследованию.
Hosted by uCoz