Navigation bar
  Print document Start Previous page
 359 of 402 
Next page End  

ее ребенка, она все же хвалит его и считает достойным любви.
По Роджерсу, единственный способ не вмешиваться в тенденцию актуализации ребенка — это
дать ему безусловное позитивное внимание. Это означает, что ребенка любят и принимают без критики
и оговорок. Роджерс утверждал, что если ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное
внимание, то:
«тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, потребности
в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавливаться и полноценно
функционировать» (Rogers, 1959, р. 224).
С точки зрения Роджерса, в поведении ребенка нет ничего такого, что дало бы родителю повод
сказать: «Если ты поступаешь так или чувствуешь так, то я больше не уважаю и не люблю тебя».
Признаемся, что обычному родителю очень трудно придерживаться этого принципа, если
трехгодовалый ребенок пинает ногами новый цветной телевизор. Однако — и это важно понять —
безусловное позитивное внимание не означает буквально, что значимые другие должны прощать или
одобрять все, что ребенок делает или говорит. Разумеется, ребенку не следует позволять делать все, что
ему вздумается, не приучая его к дисциплине и не наказывая. Если бы это было так, немногие дети
пережили бы детство, поскольку они были бы не защищены от реальных опасностей. В
действительности это означает создание семейного окружения, в котором ребенка хвалят и признают
именно за то, кем он является — растущим индивидом, который порой может быть несносным, но, тем
не менее, любимым. Родители могут выразить ребенку свое неодобрение за определенные поступки —
например, разбрасывание еды по обеденному столу, избиение младшей сестры или брата, пачкание
краской только что отремонтированной стенки, дерганье собаки за хвост, — одновременно принимая
факт того, что он хочет поступать именно
таким образом. Иначе говоря, Роджерс полагал, что
наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом,
будет сказать ему: «Мы очень тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты
этого не делал». Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение.
Можно видеть, что акцент Роджерса на безусловном позитивном внимании как на идеальном
подходе к воспитанию ребенка не подразумевает отсутствие дисциплины, социальных ограничений или
других форм контроля поведения. Подобный подход означает создание атмосферы, в которой ребенка
ценят и любят просто за то, что он есть. Когда дети воспринимают себя так, что никакое
самопереживание не является более или менее стоящим позитивного внимания, они переживают
безусловное позитивное внимание к себе. Это, в свою очередь, позволяет им развивать свои собственные
ценности и удовлетворение в соответствии с их реальными переживаниями, независимо от «одобрения»
других. Хотя они осознают существование определенных ожиданий относительно того, что им
«следует» делать, они будут доверять себе и своим суждениям, а не поддаваться требованиям,
существующим вне их самих. Говоря коротко, Роджерс полагал, что воспитание детей с безусловным
позитивным вниманием обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующих
взрослых. Безусловное позитивное внимание к себе раскрывает естественную тенденцию
самоактуализации, присутствующую в каждом человеке.
Переживание угрозы и процесс защиты
Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией.
Другими словами, человек стремится сохранить состояние согласованности самовосприятия и
переживания. Отсюда следует логический вывод, что
переживания, находящиеся в соответствии с Я-
концепцией человека и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. И
наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я» и его условиями ценности, образуют угрозу Я-
концепции; они не допускаются к осознанию и точному восприятию. Следует отметить, что
человеческая концепция себя является критерием, по которому переживания сравниваются и либо
символизируются в осознании, либо символизация отрицается.
Предположим, родители убедили молодого человека в том, что вступать в половые отношения
до брака — грех. Однако посещая колледж, он обнаружил установки и ценности, которые одобряют
интимные отношения, особенно если между людьми существует настоящая любовь. Он остается
верным привитым ему ценностям, но почти готов жениться на женщине, для которой интимность не
является нравственной дилеммой при условии, что она и молодой человек чувствуют глубокую
привязанность друг к другу. Он уступает, но на эмоциональном уровне эти переживания для него
весьма мучительны. По Роджерсу, этот опыт является прямым насилием над образом его «Я» — он
Hosted by uCoz