Navigation bar
  Print document Start Previous page
 360 of 402 
Next page End  

считает, что подобное поведение для него безнравственно и совершенно не согласуется с тем, какой он
есть в действительности. Следовательно, половые отношения при таких обстоятельствах представляют
для него угрозу. Они просто не вписываются в его Я-концепцию.
В теории Роджерса угроза существует, когда люди осознают несоответствие между Я-
концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и каким-то аспектом актуального переживания.
Переживания, не соответствующие Я-концепции, воспринимаются как угрожающие; они не
допускаются к осознанию, поскольку в противном случае личность индивида не будет единым целым.
Так, если человек считает себя честным, но совершит какой-то нечестный поступок, он будет ощущать
угрозу. В предыдущем примере молодой человек, считающий, что не следует вступать в интимные
отношения до брака, но все же сделавший это, также находится в состоянии угрозы. Реакцией человека
на состояние несоответствия Я-концепции обычно бывает напряжение, замешательство и чувство вины.
Несоответствие между «Я» и переживанием не всегда воспринимается на сознательном уровне.
Роджерс постулирует, что весьма вероятна ситуация, когда человек чувствует угрозу, не осознавая
этого. Когда существует несоответствие между Я-концепцией и переживанием, и человек не осознает
этого, он потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств. Тревога, таким образом, является
эмоциональной реакцией на угрозу, которая сигнализирует, что организованная Я-структура
испытывает опасность дезорганизации, если несоответствие между ней и угрожающим переживанием
достигнет осознания. Тревожный человек — это человек, который смутно сознает, что признание или
символизация определенных переживаний приведет к радикальному изменению его теперешнего образа
«Я». Таким образом, осознание глубокого чувства агрессии и враждебности потребует значительной
реорганизации Я-концепции человека, который считает себя любящим и мягким. Этот человек будет
испытывать тревогу всякий раз, когда почувствует и осознает свои гнев и враждебность.
По Роджерсу, если человеку долгое время ничто не угрожает, он открыт для переживаний и ему
не нужно защищаться. Однако, когда он осознает или ощущает на подсознательном уровне, что
переживание не согласуется с Я-концепцией, возникает
угроза, за которой, в свою очередь, следует
защитная реакция. Роджерс определил защиту как поведенческую реакцию организма на угрозу,
главная цель которой — сохранить целостность Я-структуры: «Эта цель достигается осознанным
искажением переживания в сознании, чтобы уменьшить несоответствие между переживанием и
структурой „Я“, или отрицанием любого переживания, и, таким образом, любой угрозы „Я“» (Rogers,
1959, p. 204-205). Иначе говоря, защита усиливает самоуважение человека и защищает его от
надвигающейся опасности угрожающих переживаний.
Механизмы защиты. Роджерс предложил только два механизма защиты, которые используются
для сведения к минимуму осознания несоответствия внутри «Я» или между «Я» и переживанием:
искажение восприятия и отрицание. Следует отметить, что угрожающее переживание, по Роджерсу, не
допускается к символизации в сознании не потому, что оно «грешно» или противоречит нравственным
нормам, как полагал Фрейд. Его символизация в сознании отрицается, потому что оно несовместимо с
Я-структурой. Следовательно, защитное поведение сохраняет существующую структуру «Я» и не
позволяет человеку потерять самоуважение.
Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в
сознание, но только в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я-образа человека.
Предположим, студент колледжа считает себя способным человеком, но вдруг получает, совершенно
заслуженно, двойку на экзамене. Он может сохранить свою Я-концепцию, исказив символизированную
концептуализацию этой неудачи объяснением: «Профессор несправедливо ставит оценки» или «Мне не
повезло». Роджерс иногда объясняет такое выборочное восприятие, или искажение, как
рационализацию.
В этом примере переживание воспринимается сознанием, но его истинный смысл
остается непонятым. В случае отрицания, менее часто встречаемой защитной реакции, человек
сохраняет целостность своей Я-структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний.
Фактически отрицание встречается всякий раз, когда человек отказывается признаться себе, что
переживание в принципе имело место. Примером, знакомым многим по курсовым экзаменам, является
студент, который неоднократно «заваливал» промежуточные экзамены, но появляется утром перед
заключительным экзаменом и просит, чтобы ему зачли курс. Студент отрицает очевидность того, что
чисто математически нельзя зачесть ему курс, так как это не сочетается с его Я-концепцией. Ясно, что
если отрицание доведено до крайности, могут иметь место психологические последствия более
тяжелые, чем несданный экзамен. Роджерс указывал, что отрицание может привести к паранойе, бреду
и ко множеству других психических расстройств.
Hosted by uCoz