Navigation bar
  Print document Start Previous page
 364 of 402 
Next page End  

Свобода—детерминизм. Обсуждая свое несогласие с бихевиоральной психологией вообще и со
Скиннером в частности, Роджерс (Rogers, 1947) замечал, что клинический опыт убедил его в
невозможности отрицания реальности и значимости выбора человека. На протяжении многих лет он
наблюдал различных людей в ходе индивидуальной терапии и в группах встреч. Все эти люди
стремились к личностному росту и, оказываясь перед лицом трудных жизненных решений, в конечном
итоге принимали свои решения. Выбор, который делает человек, даже в большей степени, чем признает
экзистенциальная философия, определяет, в каком направлении пойдет развитие его личности.
Следовательно, Роджерс не сомневается, что люди могут делать свободный выбор и играть активную
роль в формировании своей жизни.
В теории Роджерса свобода рассматривается как составная часть тенденции актуализации. Для
этой тенденции естествен уход от контроля внешних подкреплений к внутреннему контролю и
автономному поведению (Rogers, 1980). То есть чем активнее может действовать тенденция
актуализации, тем у человека:
- выше вероятность преодоления «условий ценности», заложенных в ранние годы жизни;
- больше осознанности и открытости для внутренних и внешних переживаний;
- больше свободы в формировании себя и своей жизни.
Тенденция актуализации максимально эффективна у «полноценно функционирующих людей»,
которых, как уже было сказано, можно описать в терминах эмпирической свободы, организмического
доверия и экзистенциального образа жизни. Именно у них человеческая свобода достигает своего пика;
эти люди знают, что они свободны, считают себя первоисточником этой свободы и действительно
«живут» ею в каждый момент времени. Роджерс всецело привержен положению свободы на
индивидуальном уровне. Он признавал за наукой право предполагать определенный детерминизм, но
настаивал на том, что нельзя отрицать существование осознанного выбора.
Рациональность—иррациональность. Основной предпосылкой теории Роджерса является то,
что человек рационален. Абсурдность многих его поступков, столь очевидная в повседневной жизни
(например, убийства, изнасилования, жестокое обращение с детьми, войны), проистекает из-за того, что
человечество пребывает «не в согласии» со своей истинной внутренней природой. Также, как в случае
со свободой, истинная рациональность человеческого рода будет проявлять себя, когда тенденция
актуализации, являющаяся побудительной силой жизни каждого его представителя, станет действенной.
Когда социальные условия позволят людям вести себя в соответствии с их истинной природой,
рациональность будет руководить их поведением.
Как Роджерс пояснил в опубликованном интервью с Уиллардом Фриком (Frick, 1971), свобода,
рациональность и тенденция актуализации сложно переплетены в его представлении человечества.
Когда тенденция актуализации имеет возможность проявиться, поведение человека является
значительно более свободным и осознанным. В идеальной ситуации поведение человека
«исключительно рационально, неуклонно движется по направлению к целям, которых организм
стремится достичь» (Роджерс, 1961, р. 195). Такая концепция человека была бы невозможной без
твердого следования положению рациональности.
Холизмэлементализм. Роджерс был весьма привержен пониманию и изучению человека как
гештальта, или единого целого. Действительно, холистический акцент очевиден во всех его
рассуждениях. Но, возможно, наиболее очевиден он в его центральном теоретическом конструкте —
самости. Чтобы теоретик исходил из такого глобального, всеобъемлющего единого конструкта при
объяснении поведения, необходимо как минимум полностью принимать положение холизма.
Более того, в системе Роджерса самость постоянно движется в направлении все большей
целостности. Именно с этой позиции Роджерс объясняет развитие человека, которое начинается с
недифференцированного феноменологического поля младенца, продолжается неослабно, пока это поле
не становится разделенным на «Я» и окружение (возникает Я-концепция), и достигает наивысшего
развития в усилиях организма достичь единства «Я» и согласованности с собой (Rogers,
1963).
Следовательно, если человек здоров, он всегда движется к все большей целостности и единству. Холизм
— основной тезис, обычно встречаемый у гуманистически ориентированных персонологов; теория
Роджерса ясно выражает этот принцип.
Конституционализм—инвайронментализм. Теория Роджерса показывает умеренную
приверженность конституционализму в самом широком смысле: при тщательном изучении его
теоретических трудов поражаешься частому употреблению таких словосочетаний, как «природа
человека», «истинное „Я“ человека», «врожденный потенциал человека», которые подразумевают
Hosted by uCoz