Navigation bar
  Print document Start Previous page
 365 of 402 
Next page End  

биологическую основу человеческого развития и личности. Это конституциональное научение,
возможно, является наиболее очевидным в роджерсовской концепции тенденции актуализации. Не
нужно забывать, что мотив достижения совершенства в жизни основывается на физиологических
процессах и является биологическим фактом жизни. Описание унитарного мотива, лежащего в основе
всей деятельности человека, в таких терминах четко отражает положение конституционализма.
Но это не все. Так как «Я» появляется в ранней жизни, на него существенно влияют переменные
окружения. «Безусловное позитивное внимание» от других, составляющих окружение, способствует
здоровому саморазвитию; навязывание «условий ценности» препятствует ему. Следовательно,
возникновение Я-концепции у человека затруднено влиянием окружения. Поэтому теория Роджерса
никоим образом не лишена положения инвайронментализма.
Все же, чтобы увидеть положение конституционализма—инвайронментализма в правильном
свете, необходимо рассмотреть его связь с положениями свободы и рациональности. Как указывалось в
главе 1, девять основных положений не являются полностью взаимозависимыми; то же самое верно и
для позиции любого теоретика. Роджерс понимал, что люди — единственные создания, которые
реально могут осознать свое прошлое и настоящее, получая таким образом возможность выбирать свое
будущее (Frick, 1971). Поскольку люди по природе рациональны и свободны, они могут как-то
преодолеть влияния — конституциональные и, в особенности, окружения, посягающие на их развитие.
Короче говоря, убеждение Роджерса, что люди формируют собственную судьбу, сдерживает действие
положения конституционализм—инвайронментализм.
Изменяемость—неизменность. Отчетливым признаком приверженности персонолога
положению изменяемости является акцент на постоянном личностном росте в его теории. Теория
Роджерса как раз демонстрирует такой акцент в концепции тенденции актуализации. С помощью
тенденции актуализации все люди, а также все другие живые организмы описываются как беспрестанно
растущие, развертывающие свой врожденный потенциал и изменяющиеся в этом процессе. Личностные
изменения являются составной частью того, что в теоретической системе Роджерса подразумевается
под человеческим бытием.
Наличие возможности для личностных изменений становится еще более очевидным, если мы
вновь рассмотрим взаимодействие тенденции актуализации со свободой и рациональностью в
феноменологической теории. По Роджерсу, по мере того, как человек взрослеет, он становится все
более свободным и рациональным. Следовательно, в значительной степени человек может решать,
каким он намеревается стать в будущем. Все это ясно говорит о том, что люди могут значительно
меняться в течение жизни. Приверженность Роджерса положению изменяемости бесспорно является
очень сильной.
Субъективность—объективность. Субъективность является ключевым положением в теории
Роджерса. Вся феноменологическая теория сформировалась непосредственно на основе этого
положения. По Роджерсу, каждый человек живет в мире богатых, вечно меняющихся, личных,
субъективных переживаний, в котором он занимает центральное место. Каждый человек воспринимает
мир субъективно и соответственно этому реагирует. В основе системы восприятия лежит Я-концепция.
Следовательно, по Роджерсу, поведение человека всегда будет недоступно для понимания без ссылки
на личный мир переживаний. В противовес Скиннеру и современному бихевиоризму Роджерс
настаивал на том, что мы никогда адекватно не сможем объяснить действия человека, если будем
изучать только объективные условия окружения. Мы должны всегда рассматривать внутреннюю
сущность человека и пытаться увидеть мир его глазами, чтобы понять поведение. Субъективность
является сущностью феноменологической позиции, и приверженность Роджерса этому положению
чрезвычайно сильна.
Проактивность—реактивность. Роджерс утверждал, что поведение человека целенаправленно,
устремлено вперед и ориентировано на будущее. Человек сам выстраивает свое поведение и поэтому он
в высшей степени проактивен. В теории Роджерса проактивность человека становится еще более
очевидной, когда мы рассматриваем энергетический источник поведения всех людей — тенденцию
актуализации. Так как этот мотив достижения совершенства присущ всему живому, человечество всегда
движется вперед, растет, словом, «проактивируется».
Хотя Роджерс признавал, что необходима какая-то внешняя стимуляция для развертывания
самоактуализации, внешние стимулы в его теории являются тем, с чем врожденная тенденция
актуализации взаимодействует, а не тем, что ее обуславливает. В самом прямом смысле человек
психологически потребляет внешние стимулы, а не просто реагирует на них. Учебная аудитория
является в данном случае хорошим примером. С точки зрения Роджерса, научение человека не является
Hosted by uCoz