Navigation bar
  Print document Start Previous page
 366 of 402 
Next page End  

просто прямой функцией того, чему «научают» (то есть реакцией на внешние стимулы) (Rogers, 1969).
Но люди могут получить пользу от аудиторного обучения: у них есть врожденная способность расти и
расширять свои горизонты (тенденция актуализации), и хороший курс может способствовать росту,
побуждая их двигаться в направлениях, которые они, возможно, еще не рассматривали. Следовательно,
в теории Роджерса внешние стимулы поддерживают рост человека и дают ему пищу, но единственной
движущей силой поведения является тенденция актуализации
— внешняя стимуляция не побуждает
человека к деятельности. Эта точка зрения отражает сильную приверженность Роджерса положению
проактивности.
Гомеостаз—гетеростаз. Поскольку это положение касается мотивационного аспекта, нам
необходимо вернуться к единственному динамическому конструкту Роджерса, чтобы определить его
позицию по этому поводу. Этот конструкт — тенденция актуализации — несомненно, является
гетеростатической концепцией.
Как вы могли убедиться, тенденция актуализации всегда направлена к росту, интенсификации и
самореализации человека. Побуждения, которые другие теоретики считают гомеостатическими
(например, голод, секс и компетенция), в теории Роджерса относятся к категории гетеростатического
мотива достижения совершенства. Более того, тенденция актуализации цветет пышным цветом при
увеличении напряжения, а не при его уменьшении. Естественным образом люди стремятся к
стимуляции, к риску и новым возможностям для личностного роста. Данное положение находит
наивысшее выражение в формулировке Роджерсом понятия «хорошей жизни». Вспомним, что он
описывал ее как направление, а не как конечную точку. Следовательно, полноценно функционирующий
человек всегда стремится к движению, расширению, всегда ищет возможности для актуализации своего
потенциала. Приверженность гетеростатическому положению у Роджерса чрезвычайно сильна.
Познаваемость—непознаваемость. Феноменологическая позиция Роджерса недвусмысленно
предполагает, что человек непознаваем в традиционном научном смысле. Как уже отмечалось,
положение субъективности является философской сущностью феноменологического направления.
Субъективность означает, что каждый человек живет в личном мире переживаний, которые только он
имеет возможность адекватно трактовать. Следовательно, нельзя ожидать, что психологическая наука в
один прекрасный день полностью поймет тот предмет, который она исследует, а именно человека.
Роджерс безусловно обращался к этому вопросу, в котором, вероятно, наиболее точно
представлена его теория (Rogers, 1959). Хотя он допускал, что может существовать такая вещь, как
«объективная истина» или «реальность», он также настаивал на том, что никто не сможет достичь ее,
потому что каждый из нас живет в мире личных, субъективных переживаний. Роджерс писал:
«Следовательно, нет такой вещи, как Научное Знание, есть только индивидуальное восприятие того, что
для каждого человека представляется таким знанием» (Rogers, 1959, р. 192). Если такой вещи, как
научное знание, в принципе нет, можно смело сказать, что природа человека никогда не будет понята с
научных позиций.
Тогда что же, с точки зрения Роджерса, является целью психологического исследования?
Возможно, его ответ объясняет, почему комитет по наградам за научные заслуги Американской
психологической ассоциации удостоил его титула «уважаемый надоеда», и почему он с готовностью
принял его. В течение всей научной карьеры Роджерс выступал против традиционных основ научной
психологии (например, против структуры и негуманной природы образования в этой области); первым
провел научные исследования в сфере субъективных переживаний (например, исследования по
психотерапии) и вообще делал все возможное, чтобы расширить диапазон научных концепций и
методологии для наиболее полного включения принципа субъективности. Хотя, несомненно, его усилия
не прошли даром, однако, читая его труды, неизбежно приходишь к выводу, что он больше узнал о
переживаниях человека и поведении от своих многочисленных клиентов, а не из психологической
литературы или эмпирических исследований. Роджерс писал: «Я никогда не учился чему-нибудь по
исследовательским работам... Я не настоящий ученый. Большинство моих работ призваны были
подтвердить то, что я уже признавал как истину» (Bergin, Strupp, 1972, p. 314).
В следующем разделе представлены данные, полученные на основе эмпирических исследований,
вызванных к жизни феноменологической теорией личности Роджерса.
Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории
Теория Роджерса имеет отношение не только к проблеме личности, но также к психотерапии и
Hosted by uCoz