Navigation bar
  Print document Start Previous page
 368 of 402 
Next page End  

можно использовать для создания открытого общества (в противовес закрытому скиннеровскому), в
котором людям будет дана возможность развивать ценности ответственности, счастья, безопасности,
продуктивности и креативности. Он утверждал, что персонологические исследования должны в
конечном итоге решать вопросы, относящиеся к хорошей жизни и к тому, как ее достичь как можно
большему числу людей.
Измерение Я-концепции: техника Q-сортировки
В начале 1950-х годов Уильям Стефенсон, в то время коллега Роджерса по Чикагскому
университету, разработал метод, получивший название техника Q-сортировки, для исследования Я-
концепции человека (Stephenson, 1953). Роджерс вскоре признал потенциальную ценность работы
Стефенсона для своих исследований по изменению восприятия себя в ходе психотерапии. Поэтому он
заимствовал Q-сортировку и применял ее в качестве одного из основных исследовательских
инструментов для сбора данных о терапевтическом улучшении.
Что представляет собой Q-сортировка? Хотя она обладает огромным количеством возможностей,
в сущности это метод эмпирического определения того, каким человек представляет себя. Метод Q-
сортировки очень прост. Испытуемому дают набор карточек, на каждой из которых напечатано
утверждение или прилагательное, относящееся к какой-то личностной характеристике. Карточки могут
содержать такие утверждения Я-эталона, как «Я эмоционально зрелый», «Я часто чувствую себя
униженным», «Я умный», «Я люблю быть в одиночестве» или «Я презираю себя». Или же на них
написано: «методичный», «агрессивный», «смышленый», «искренний». Задача испытуемого
рассортировать карточки по категориям (обычно их семь) от тех прилагательных или утверждений,
которые больше всего подходят к нему, до тех, которые меньше всего подходят к нему. Главной
особенностью метода является то, что испытуемый должен рассортировать карточки в соответствии с
заранее подготовленным или вынужденным распределением, то есть от него требуется расположить
определенное число карточек в каждой определенной категории. Хотя число категорий меняется в
разных исследованиях в соответствии с числом Q-карточек, вынужденное распределение обычно в
среднем производится одинаково. Например, в распределении Q-сортировки, показанном в табл. 11-1,
испытуемый сначала должен выбрать два утверждения, которые, как он считает, наилучшим образом
его описывают, и поместить их в категорию семь. Затем он выбирает четыре утверждения, которые
лучше описывают его, чем оставшиеся 36 (и хуже, чем два, помещенные в категорию семь), и помещает
их в категорию шесть. Так продолжается до тех пор, пока он не поместит оставшиеся два утверждения,
менее всего подходящие к нему, в категорию один. Как видно из примера, число карточек, помещенных
в каждую категорию, симметрично уменьшается от центральной отметки, образуя нормальное
распределение.
Таблица 11-1. Q-сортировка вынужденного выбора
Наименее
подходят
Нейтральные
Наиболее
подходят
Число утверждений
2
4
8
12
8
4
2
Номер категории
1
2
3
4
5
6
7
Следует отметить два дополнительных момента, относящихся к Q-сортировке. Первый:
утверждения или прилагательные могут быть отобраны из многочисленных источников — не
существует какого-то фиксированного набора стандартизованных данных Q-сортировки. Они могут
быть сформулированы на основе определенной теории, из записанных терапевтических интервью или
из личностных опросников. Второй: вынужденное нормальное распределение позволяет легко
вычислить статистические результаты, так как средние значения и погрешности всегда постоянны по
всем испытуемым. Вынужденное распределение также помогает контролировать наборы ответов,
несмотря на существующие тенденции «среднего» или «экстремального» ранжирования. Напротив, Q-
сортировку критиковали за принуждение испытуемых классифицировать утверждения так, что они
могут не точно отражать их Я-концепцию. Например, даже если испытуемый чувствует, что
большинство утверждений совсем не подходят ему, от него все же требуют рассортировать их по
Hosted by uCoz