Navigation bar
  Print document Start Previous page
 372 of 402 
Next page End  

был назван недирективной терапией (некоторые до сих пор называют его так). Этот термин отражал
интерес, испытываемый Роджерсом в то время к методам, с помощью которых можно было изменить
поведение. Предположив, что клиент обладает способностью к самонаправленному изменению
личности, Роджерс первым применил методики, которые позволили психотерапевту быть гораздо менее
директивным во взаимоотношениях с пациентом, чем это принято в других формах терапии. Например,
недирективные психотерапевты никогда не давали советов, не отвечали на вопросы, не пробовали
задавать вопросы. Вместо этого они пытались отразить то, что сказал клиент, и пояснить его чувства в
процессе отражения и пояснения.
Фактически психотерапевт как бы выполнял функцию
«выпрямляющего» зеркала, антипода «кривых» зеркал в комнатах смеха, которые различным образом
искажают изображение человека. А в недирективной терапии, наоборот, основная задача, которую
ставит перед собой психотерапевт, — отразить клиенту более точно то, что он в действительности
говорит и чувствует. Эти методы применяются еще и сегодня, хотя они несколько ограничены
единственной функцией поддержания отношений.
Позже Роджерс перенес акцент на методики, позволяющие терапевту лучше разобраться в том,
что происходит с пациентом в каждый момент проводимого лечения. Он переименовал свой подход в
«клиент-центрированный», подчеркнув тем самым, что задача психотерапевта — понять
самовосприятие клиента. Однако в заключительной стадии разработки методик подход Роджерса к
терапии опять изменился. С начала 1960-х годов он стал больше интересоваться вопросом о точных
терапевтических условиях, выполнение которых необходимо, прежде чем клиент сможет начать
разрешение своих межличностных проблем. Как указывалось ранее, он рассматривал взаимоотношения
между психотерапевтом и клиентом как единственный, наиважнейший фактор, способствующий
изменению личности. В настоящее время «ярлык», лучше всего отражающий ключевую роль
отношений психотерапевт—клиент в процессе изменения личности, — это «терапия, центрированная на
человеке» (Rogers, 1977). Этот термин лучше всего отражает эволюцию мышления Роджерса — от
техники к взаимоотношениям.
«Перенос акцента на терапию, центрированную на человеке, подчеркивает не только широкую
применяемость теории. Он как бы говорит, что человек, «Я», сущность, а не одна из его ролей —
клиент, студент, учитель или психотерапевт — является центром всех взаимодействий»
(Holdstock,
Rogers, 1977, p. 129).
Терапевтические условия для изменения личности
Роджерс (Rogers, 1959) предположил, что для осуществления конструктивных личностных
изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий.
Взятые вместе, эти
условия иллюстрируют, что в действительности происходит во время курса терапии, центрированной на
человеке.
1. Два человека находятся в психологическом контакте. В действительности будучи скорее
предусловием, чем условием, первое утверждение Роджерса означает, что должны существовать какие-
то взаимоотношения или психологический контакт между двумя людьми. Психотерапевт, вне
зависимости от своего опыта, не может помочь клиенту, если этот клиент не знает психотерапевта. Что
еще более важно, Роджерс постулировал: не может быть никакого существенного позитивного
изменения личности вне взаимоотношений.
2. Первый человек, клиент, находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен. Как
описывалось ранее, Роджерс объяснял личностные расстройства и психопатологию в терминах
значительного несоответствия между действительным переживанием человека и его Я-концепцией
относительно этого переживания. Чтобы проиллюстрировать это положение, Роджерс (Rogers, 1957)
приводил случай студента колледжа, который на общем, или организмическом, уровне боялся
университетского двора и экзаменов на третьем этаже определенного здания, что делало его
существенно неадекватным. Он панически боялся своей неадекватности, и это не сочеталось с его Я-
концепцией. Следовательно, он искажал организмическое переживание в сознании, представляя его в
виде необоснованного страха (фобии) подниматься по лестнице в этом (или любом) здании и такого же
сильного страха идти по открытой территории университета.
С точки зрения Роджерса, этот студент потерял связь с источником своего осознанного опыта,
общим организмическим переживанием; в самом прямом смысле он был для себя чужим. Такая
экзистенциальная ситуация непременно делала его очень уязвимым, поскольку в самый неожиданный
момент он мог оказаться лицом к лицу с реальностью. Более того, он неизбежно испытывал напряжение
Hosted by uCoz