Navigation bar
  Print document Start Previous page
 385 of 402 
Next page End  

Адлера, эпигенетический принцип Эриксона, проприум Олпорта, основной постулат Келли), которым
трудно дать рабочие определения. Поэтому эмпирические исследования обычно трудны, если вообще
возможны. В защиту этих теоретиков можно сказать, что они действительно разработали оригинальные
теории, чтобы объяснить как стабильные, так и динамические характеристики поведения человека. Тем
не менее, их основные концепции таковы, что мы не можем эмпирически оценить все их достоинства.
Эвристическая ценность
Критерий эвристической ценности имеет отношение к тому, в какой степени теория
непосредственно стимулировала исследования. Мы используем этот критерий не в глобальном смысле,
как ответ на вопрос, насколько теория завладела вниманием общественности; скорее он ограничивается
тем, проводились ли фактически исследования, поводом для которых были гипотезы, вытекающие из
теории. Иначе говоря, эвристическая ценность теории — это ее способность стимулировать
исследовательскую деятельность в пределах широкой области изучения личности. И наоборот,
критерий верифицируемости отражает то, в какой мере гипотезы можно извлечь из теории и насколько
они, после эмпирической проверки, поддерживают главные положения теории.
Теории Фрейда, Скиннера, Бандуры и Роджерса довольно хорошо удовлетворяют критерию
эвристической ценности. Хотя исследования, касающиеся психодинамической теории Фрейда, не могут
безоговорочно доказать его концепции (так как верифицируемость теории низка), он вдохновил многих
ученых, показав им, в каком направлении можно проводить исследования, чтобы улучшить наши
знания о поведении. Буквально тысячи исследований были подсказаны теоретическими утверждениями
Фрейда. Скиннеровская концепция оперантного научения, как указывалось ранее, четко определена и
поддается исследованию. Скиннер оказал огромное влияние на исследовательскую деятельность
ученых во многих дисциплинах. Теория Бандуры также повлияла на работу психологов в
разнообразных областях (например, полоролевое развитие, помогающее поведение,
самоэффективность), причем группы испытуемых состояли из людей самого разного возраста.
Возможно, мы увидим рост ее эвристической ценности для профессионалов в других дисциплинах в
будущем. Теория Роджерса также послужила основой для активной исследовательской деятельности,
особенно в области психотерапии, причем сам Роджерс провел первую практическую работу в этой
сфере. Его теория также вызвала к жизни многочисленные исследования связи между
самонесоответствиями и негативными эмоциональными переживаниями.
О теориях Адлера, Эриксона и Маслоу можно сказать, что они получают среднюю оценку по
этому критерию. Теория Адлера недавно оказалась в фокусе внимания в связи с возросшим интересом к
проверке идеи о влиянии порядка рождения на формирование личности, а также попыткой создать
надежную и валидную единицу измерения социального интереса. Адлер также прямо или косвенно
повлиял на таких выдающихся персонологов, как Роджерс, Маслоу и Роттер. Тем не менее, многое в его
теории остается непроверенным, и в настоящее время ее эмпирическая поддержка не очень
основательна. В свою очередь, рассуждения Эриксона, связанные со стадиями развития эго, особенно
концепции идентичности и интимности, стимулировали некоторые эмпирические исследования.
Использование Эриксоном психоанамнеза для изучения жизни политических, религиозных и
литературных деятелей также повлияло на других исследователей, как в сфере психологии, так и вне ее.
Однако многие его концепции очень абстрактны, поэтому их трудно превратить в рабочие гипотезы,
которые можно проверить. И наконец, теория Маслоу послужила стимулом для исследования
самоуважения, вершинного переживания и самоактуализации. Теория Маслоу оказала влияние не
только на исследователей в области персонологии, но также и в сфере образования, менеджмента и
здравоохранения. Хотя мы восхищаемся эвристической ценностью работ Маслоу, но факт остается
фактом: многие его концепции определены нечетко и поэтому трудны для проверки.
Теории Олпорта и Келли плохо отвечают критерию эвристической ценности. Нельзя сказать, что
эти теории не стимулировали воображение людей, конечно, они делали это. Например, трудно читать
Олпорта, не думая о том, как мы описываем других (черты личности), или Келли, не думая о нашем
собственном мышлении (конструкты). Более того, акцент Олпорта на идеографический подход в
изучении личности и разработка Келли Реп-теста для оценки личностных конструктов повлияли на
работу других ученых в области персонологии. Тем не менее, ни одно из этих направлений не дало
повода к современным эмпирическим исследованиям в сфере личности. Несмотря на другие
несомненные достоинства, теории Олпорта и Келли имеют относительно низкую эвристическую
ценность в наши дни.
Hosted by uCoz