Navigation bar
  Print document Start Previous page
 388 of 402 
Next page End  

о том, как усваиваются расстройства поведения, как происходит развитие речи и как можно успешно
использовать самоподкрепление в модификации поведения. Другие жизненно важные темы
современности, которые активно изучал Бандура, включают в себя нравственное поведение, отсрочку
удовлетворения и осознанную самоэффективность. Однако теория Бандуры все еще находится в
процессе развития, и мы можем не без основания ожидать, что в будущем ее разносторонность
возрастет.
Теория Олпорта сосредоточена на здоровом функционировании и относительном исключении
психопатологии, а его объяснение различных стадий развития проприума сформулировано в весьма
общих терминах. К тому же теория ограничена в том смысле, что она признает влияние окружения на
развитие личности, но не уточняет, каким образом оно влияет на функционирование. Таким образом,
его теоретическое направление не удовлетворяет критерию всесторонности. Теория Келли, в свою
очередь, изначально когнитивно ориентирована и в результате дает довольно одностороннюю
трактовку личности, которая высвечивает рациональность человека, но принижает роль
иррациональных мыслей и желаний, которые иногда контролируют его функционирование. Более того,
направление Келли стремится отрицать роль ситуации в выстраивании поведения. Теория личностных
конструктов является не очень разносторонней, хотя у нее есть возможность вобрать в себя гораздо
больше явлений, чем сейчас. Маслоу обращается к вопросу личностного роста и развития людей. Хотя
такой акцент необходим в современной психологии, к сожалению, его теория не дает точных
переменных, которые контролируют проявление и модификацию явлений самоактуализации. Теория
также не дает основы для интерпретации многообразия аномальных явлений. Следовательно,
гуманистическое направление Маслоу несколько ограничено и в диапазоне, и в разнообразии
психологических процессов, которые оно может включить в свою структуру.
Функциональная значимость
Для людей, стоящих в стороне от основных течений академической психологии, вероятно,
самым важным способом оценки персонологического направления будет оценка с позиций
применимости к их практическим нуждам. Критерий функциональной значимости имеет отношение как
раз к этому вопросу, то есть к тому, насколько теория позволяет понять поведение человека в
повседневной жизни. Вероятно, существует некая связь между функциональной значимостью и
«различимостью» теории для людей, не являющихся специалистами в области психологии. Если теория
способна помочь людям либо понять, либо преодолеть свои проблемы, она обычно приобретает
известность среди людей других специальностей, что, в свою очередь (несмотря на другие научные
достоинства и недостатки), повышает ее ценность как в психологии, так и вне ее.
Теории Фрейда, Скиннера, Маслоу и Роджерса имеют исключительно высокую прикладную
ценность. Теория Фрейда особенно примечательна в этом отношении. Психодинамические концепции
(например, вытеснение, эго, комплексы Эдипа и Электры) стали частью словарного запаса почти
каждого образованного человека, бессчетное число людей испытали на себе действие некоторых форм
психоаналитической терапии, теория Фрейда применялась для описания поведения человека во многих
различных дисциплинах (например, антропология, история, экономика, литература), и, без
преувеличения, психоанализ сформировал новое представление о человеке в XX столетии. Короче
говоря, психодинамическая теория демонстрирует выдающуюся функциональную значимость.
Концепции Скиннера также были применены к ряду значительных проблем, стоящих перед людьми, с
перспективой воздействия на общество в целом. Функциональная значимость теории наиболее
очевидна сейчас в областях психопатологии и образования. Фактически существует немного областей
психотерапии или обучения, где скиннеровская теория не применялась бы. Гуманистические
формулировки Маслоу имели решающее влияние на огромный интерес, проявляемый сегодня к
личностному росту и креативности. Его идеи находят сейчас особенно широкое применение в
современных программах воспитательного и учебного консультирования, а также в различных
программах по менеджменту. Теория Роджерса в равной степени имеет большую прикладную ценность.
Ее концепции применялись в таких разнообразных областях, как аудиторное обучение, управление,
расовые отношения, семейные отношения и политика. Взгляды Роджерса на терапию также имели
решительное влияние на консультирование и движение за психическое здоровье населения.
Позиции Адлера, Эриксона и Бандуры оцениваются как имеющие умеренную функциональную
значимость. Адлер построил очень практичную теорию личности, но все же (особенно отчетливо это
видно при сравнении с теорией Фрейда), его концепции не имели большого влияния вне области
Hosted by uCoz