Navigation bar
  Print document Start Previous page
 39 of 402 
Next page End  

приведем связь между двумя переменными: массой тела и интеллектом. В целом, полные люди не
являются значимо более интеллектуальными или значимо менее интеллектуальными, чем более
худощавые люди. И, наоборот, коэффициент корреляции +1 или -1 говорит о полном, однозначном
соответствии между двумя переменными. Корреляции, близкие к полным, почти никогда не
встречаются в исследовании личности, и это заставляет предположить, что хотя многие
психологические переменные и связаны друг с другом, степень связи между ними не является столь уж
сильной. Значение коэффициента корреляции в пределах между ±0,30 и ±0,60 является
общераспространенным в исследовании личности и представляет практическую и теоретическую
ценность для научного прогнозирования. К значениям коэффициента корреляции между 0 и ±0,30
следует относиться с осторожностью — их ценность для научных предсказаний минимальна. На рис. 2-
2 представлены графики распределения значений двух переменных при двух различных значениях
коэффициента корреляции. По горизонтали расположены значения одной переменной, а по вертикали
— другой. Каждая точка означает баллы, полученные одним испытуемым по двум переменным.
Рис. 2-2. Каждая из диаграмм иллюстрирует различную степень зависимости значений двух
переменных. Каждая точка па диаграмме представляет собой показатели испытуемого по двум
переменным: a — полная положительная корреляция (r = +1); b — полная отрицательная корреляция (r
= -1); с — умеренная положительная корреляция (r = +0,71); d — корреляция отсутствует (r = 0).
Положительная корреляция означает, что большие значения одной переменной имеют
тенденцию быть связанными с большими значениями другой переменной или малые значения одной
переменной — с малыми значениями другой переменной. Другими словами, две переменные
увеличиваются или уменьшаются вместе. Например, существует положительная корреляция между
ростом и массой тела людей. В целом, у более высоких людей есть тенденция иметь большую массу
тела, чем у более низких. Другой пример положительной корреляции — связь между количеством сцен
насилия, которые видят дети в телевизионных передачах и их тенденцией вести себя агрессивно. В
среднем, чем чаще дети наблюдают насилие по телевизору, тем чаще они демонстрируют агрессивное
поведение. Отрицательная корреляция означает, что высокие значения одной переменной связаны с
низкими значениями другой переменной и наоборот.
Примером отрицательной корреляции может служить связь между частотой отсутствия
студентов в аудитории и успешностью сдачи ими экзаменов. В целом, студенты, имевшие большее
количество пропущенных занятий, проявляют тенденцию к получению более низких оценок на
экзаменах. Студенты, имевшие меньшее количество пропусков, получали более высокие
экзаменационные баллы. Другой пример — отрицательная корреляция между робостью и напористым
поведением. Лица, получившие высокие баллы по показателю робости, имели склонность к
Hosted by uCoz