Navigation bar
  Print document Start Previous page
 394 of 402 
Next page End  

опирается на положение, что поведение определяется факторами внутри человека. Эти три теоретика,
несмотря на их несогласие по поводу природы и количества диспозициональных характеристик,
разделяют важное положение о том, что они оказывают причинное влияние на поведение человека во
многих ситуациях. В отношении Кеттела нужно отметить, что он не игнорировал влияния
специфических ситуаций окружения на поведение. Как вы, вероятно, помните, Кеттел полагал, что
каждая черта личности должна оцениваться по ее значимости в определенной ситуации. Тем не менее,
концепция глубинных черт личности составляет наиболее важный конструкт в его теории.
В меньшей степени важность интрапсихических структур и процессов также видна в
постфрейдовских теориях, таких как теория Юнга (психологические типы), теория Адлера (чувство
неполноценности) и теория Хорни (базальная тревога). Эти теоретики, несмотря на различие их
подходов, сходились во мнении, что личностные задатки имеют большое влияние на жизненный опыт
человека. Келли в своей когнитивной теории концентрируется почти исключительно на переменных
человека, его больше всего интересовало объяснение того, как уникальная конструктная система
человека влияет на внешнее поведение. Также и феноменологическое направление Роджерса склоняется
к трактовке переменных человека (стремление к самоактуализации, Я-концепция) как важнейшей
движущей силы поведения. Все эти теоретики разделяют положение о том, что личность состоит из
глобальных устойчивых задатков, которые определяют поведение в самых разных ситуациях.
Соответственно эти, такие непохожие, персонологи разделяют положение о том, что
ситуационные воздействия играют второстепенную роль в формировании и модификации поведения.
Все же мы знаем, что люди на протяжении жизни изменяют свое поведение в ответ на изменяющиеся
условия окружения. Человек, который женится, изменяется в соответствии с новым статусом; также и
человек, который разводится. Приобретение нового статуса и исполнение новых ролей, например, роли
студента, родителя, спортсмена и работника также приводит к изменению поведения. Причиной нашего
изменения может стать завершение образования, смерть близкого человека, достижения науки и
появление новых технологий. Становится очевидно, что по крайней мере какая-то доля нашего
поведения регулируется социокультурным контекстом (например, проживание в малонаселенной
местности — проживание в переполненном, наводненном наркотиками гетто). Акцент Фромма на
социальных, политических и экономических факторах как главных силах, определяющих развитие типа
характера, иллюстрирует подход с этих позиций. Теория Эриксона также рассматривает взаимосвязь
самости и контекста окружения, но главное внимание теоретика направлено внутрь человека. Позиция
Скиннера представляет высшую степень инвайронментализма, он даже не признает организмических
или интрапсихических переменных, с которыми могут взаимодействовать ситуационные факторы! И
наконец, Бандура, хотя его позиция по положению инвайронментализма значительно менее
экстремальна, чем у радикальных бихевиористов, также признает влияние ситуационных переменных
на поведение.
Хотя ситуационно-ориентированная точка зрения, только что рассмотренная, может показаться
обоснованной, возможно даже неоспоримой, большинство персонологов традиционно принижают роль
ситуационных компонентов поведения в своих теориях и экспериментальных исследованиях (Gergen,
1982; Veroff, 1983). Однако не следует забывать: идея о том, что ситуационные переменные более
важны для определения действий человека, чем личностные переменные, всегда представлялась
несомненной социальным психологам. Тем не менее, факт, что направление исследований в
современной персонологии постепенно меняется. А именно, все больше персонологов начинают
признавать, что нужно понять влияние различных аспектов окружения на поведение (Blass, 1984;
Bronfenbrenner, 1979; Schutte et al., 1985). Например, был предложен систематизированный подход к
пониманию ситуаций, который привлек внимание персонологов. Его автор Моос считает, что в
формировании поведения людей играют решающую роль шесть общих характеристик окружения
(Moos, 1973, 1976). Эти характеристики: 1) экология, 2) поведенческое окружение, 3) организационная
структура, 4) характеристики людей в ситуации, 5) осознанный социальный климат и 6)
функциональные и подкрепляющие качества. Очевидно, возможны и многие другие системы, с
помощью которых можно изучать поведение человека в связи с социальным и физическим окружением.
Несомненно одно: интерес персонологов к тому, как окружение влияет на действия людей, значительно
возрос в последние годы (Canton et al., 1982). В результате, мы знаем гораздо больше, чем когда-то, о
том мощном влиянии, которое окружение оказывает на людей, живущих и действующих в нем.
Хотя любой жизнеспособный подход к изучению человека должен учитывать влияние ситуаций,
сосуществующих одновременно вне его, следует также признать, что диспозициональные качества так
или иначе присутствуют в объяснении поведения, претендующем на полноту. Иначе говоря, поведение
Hosted by uCoz