Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 402 
Next page End  

интервью иллюстрирует, например, такая последовательность заранее составленных вопросов: «Как
давно вы состоите в браке?», «Сколько детей у вас и у вашего супруга?», «Считаете ли вы, что детям
нужно разрешать делать все, что они захотят?», «Если бы у вас был ребенок-подросток, разрешили бы
вы ему или ей бросить школу и пойти работать на неполный рабочий день?» Как можно заметить,
наиболее личные и содержащие потенциальную угрозу вопросы задаются в конце. Смысл стратегии,
заключающейся в предъявлении сначала общих и безобидных вопросов, состоит в подготовке почвы
для получения более интимной информации, что возможно благодаря чувству доверия к интервьюеру,
возникшему у респондента в начале беседы (White, Spiesman, 1982).
В неструктурированном интервью, наоборот, вопросы построены так, чтобы у респондента
оставалась определенная свобода в ответах. Интервьюер может заметить: «Вы чувствуете, что ваш
супруг действительно унижает вас» или: «Это, должно быть, очень тяжелые переживания». Респондент
сам выбирает, о чем бы он хотел рассказать в ответ на подобные вопросы. В свою очередь, и
интервьюер может в этом случае отказаться от выбранной ранее тактики опроса, если ему кажется, что
она не дает полезной информации, и выбрать другое направление беседы. По сравнению со
структурированным интервью неструктурированное позволяет персонологу более гибко зондировать
мысли и чувства респондента в контексте ответов на задаваемые вопросы.
Сила и слабость метода интервью. Интервью, когда его проводит опытный интервьюер, может
давать чрезвычайно полезную информацию о личности индивидуума и его жизненной ситуации.
Способность эффективно общаться с другими, восприятие себя и значимых других, уровень тревоги,
планы на будущее и удовлетворенность работой — вот только некоторые примеры той информации,
которую можно получить из удачно проведенного интервью. Хорошо спланированное интервью может
также быть полезным в исследовании, посвященном проверке научной гипотезы. В то же время, когда
респонденты свободны в выборе тем для рассказа о своем прошлом и настоящем и имеют возможность
переходить от одного вопроса к другому без ограничений, могут возникнуть проблемы надежности и
валидности. Действительно, нет достаточных оснований считать, что неструктурированное интервью
более надежно или валидно. Структурирование вопросов — один из путей повышения надежности и
валидности информации, получаемой в интервью. Вот почему структурированная форма оказывается
более предпочтительной для клинических психологов при определении терапевтической стратегии.
Как уже было отмечено, метод интервью может быть богатым источником информации о
личности. Тем не менее, интерпретация этих данных носит в высшей степени субъективный характер, и
на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера. Кроме того, личность интервьюера
может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя респондент во время
интервью. С последним фактором связано возможное утаивание и искажение жизненно важной
информации. Но все-таки интервью, особенно дополненное информацией, полученной из более
объективных источников, является одним из основных и необходимых методов оценки личности.
Методики самоотчета
Ни одна работа, посвященная оценке индивидуальных различий, не будет полной без
обсуждения результатов, полученных с помощью опросников самоотчета. Фактически опросники
самоотчета используются более широко, чем любая другая форма оценки личности. В такого типа
исследовании испытуемым предлагают отвечать письменно на бланке на вопросы, касающиеся
особенностей их характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов и способностей. В нашей
книге упоминается огромное количество такого рода тестов. Термин «самоотчет» в данном случае
используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа
на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии
ограниченного количества вариантов (например, «да», «нет», «всегда», «не знаю»). На рис. 2-3
приведены различные виды форм, используемых обычно при изучении личности методом самооценки.
Я злюсь, когда другие меня критикуют
Да   Нет   Трудно сказать
(Обведите кружком свой вариант ответа)
Меня очень волнует, нравлюсь ли я другим
1. Очень похоже на меня
2. Умеренно похоже на меня
3. Кое в чем похоже на меня
4. Не совсем похоже на меня
Hosted by uCoz