Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 402 
Next page End  

5. Не похоже на меня
6. Совершенно не похоже на меня
(Обведите кружком наиболее подходящий ответ)
Я стараюсь контролировать свои эмоции
Никогда   Редко   Иногда   Часто   Всегда
(Обведите кружком ответ, наилучшим образом характеризующий ваши чувства)
Дружелюбный ___
Подавленный ___
Надежный ___
Предусмотрительный ___
Доминантный ___
Уверенный ___
(Отметьте присущие вам черты)
Я чувствую себя ужасно, когда говорю неправду
-3         -2         -1         0         1         2         3
Совершенно                             Совершенно
согласен                                     не согласен
(Обведите кружком цифру, соответствующую степени вашего согласия или несогласия)
Рис. 2-3. Примеры различных форм регистрационных бланков, применяемых при использовании
личностных шкал самоотчета
Характерная особенность тестов самоотчета состоит в том, что варианты ответов здесь
откалиброваны (см. рис. 2-3). То есть люди, пользующиеся этими тестами, должны выбирать между
ответом «верно» и «неверно», согласием и несогласием; или же они должны выбирать из альтернатив,
варьирующих от 1 («очень похоже на меня») до 6 («совершенно не похоже на меня») и т. д.
Объективность достигается путем ограничения степеней свободы, имеющихся у испытуемого при
ответе на пункты теста. Сходным образом стандартизация процедур оценки минимизирует риск
влияния личных склонностей того, кто производит оценку теста.
Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик,
измеряемых одновременно. Тесты, предназначенные для оценки одной личностной черты (одномерные
тесты),
обычно разрабатываются и используются для измерения какого-то определенного аспекта
личности. После проведения теста исследователи проверяют, различаются ли испытуемые с низкими и
высокими баллами по изучаемому параметру также и по поведенческим характеристикам и
различаются ли они, кроме того, по другим личностным параметрам, определяемым также с помощью
методов самооценки. Данная методология подразумевает, что измеряемая личностная черта равно
присуща всем индивидуумам. Другими словами, каждый человек, принимающий участие в
исследовании, может получить высокую (среднюю, низкую) оценку, но при этом оценки всех
испытуемых будут одинаково значимыми, поскольку они отражают особенности личности каждого из
них. Некоторые одномерные тесты также дают возможность измерять отдельно две или три черты.
Примерами одномерных тестов являются «Опросник личностной и ситуативной тревожности»
Спилбергера (Spielberger et al., 1970), «Шкала локуса контроля» Роттера (Rotter, 1966), «Шкала
стремления к успеху» Цукермана (Zuckerman, 1978) и «Шкала самоконтроля» Снайдера (Snyder, 1974).
Оценки по этим тестам предположительно отражают относительно стабильные индивидуальные
различия в степени выраженности отдельных черт личности. Существует также множество опросников
самоотчета, измеряющих одновременно несколько личностных характеристик. Преимущество этих
многомерных тестов заключается в том, что они дают более полное представление о личности. Они
очень широко применяются в клинических исследованиях, в практике консультирования и для
обследования персонала учреждений. Например, 16-факторный личностный опросник, разработанный
Рэймондом Кеттелом (Cattell, 1965), представляет собой тест, состоящий из 187 вопросов и
измеряющий 16 исходных черт у здорового человека. Оценки, полученные по каждому из измерений
личности (например, доминантность—подчиненность, доверчивость—подозрительность и
мечтательность—практичность), наносятся на график для построения профиля личности. Этот профиль
Hosted by uCoz