Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 402 
Next page End  

непрямой подход к оценке личности, позволяют людям «проецировать» на неопределенный материал
свои чувства, потребности, установки и отношение к жизни. Предполагается, что в ответах на тестовые
стимулы (такие как чернильные пятна или расплывчатые картинки) обнаруживаются признаки
подавленных импульсов, защитные механизмы личности и другие ее «внутренние» аспекты. Все
проективные тесты отличаются рядом важных особенностей. Все они содержат неопределенные или
неструктурированные тестовые стимулы. Экспериментатор никогда не сообщает испытуемому
истинной цели тестирования и не говорит, как будет подсчитывать или интерпретировать его ответы. В
инструкциях подчеркивается, что правильных или неправильных ответов здесь не может быть, и
испытуемый вправе отвечать так, как ему вздумается. Наконец, подсчет и интерпретация ответов
испытуемого основываются в значительной степени на субъективных суждениях экспериментатора,
который опирается на свой клинический опыт.
Существует много различных типов проективных методов. Линдсей подразделяет их на
следующие пять категорий (Lindzey, 1939):
1. Ассоциативные методы, требующие отвечать на стимул первой пришедшей в голову мыслью
или возникшим чувством. Примеры: «Тест словесных ассоциаций Меннингера» (Rapaport et al., 1968) и
«Тест чернильных пятен» Роршаха (Rorschach, 1942).
2.
Конструктивные методы,
требующие создания или придумывания чего-либо. Например,
в
«Тесте тематической апперцепции» (Morgan, Murray, 1935) испытуемым предъявляют серии картинок с
изображением простых сцен и предлагают составить рассказы о том, что происходит в этих сценах и
какие чувства испытывают персонажи.
3. Методы завершения предлагают испытуемому завершить мысль, начало которой содержится в
стимульном материале. В качестве последнего могут выступать незаконченные предложения
(например, «Меня раздражает, когда...»). К методам завершения относятся «Тест рисуночной
фрустрации Розенцвейга» (Rosenzweig, 1945) и «Тест незаконченных предложений Роттера» (Rotter,
Rafferty, 1950).
4. Экспрессивные методы предлагают выразить свои чувства посредством такой деятельности,
как рисование картинки или психодрама. Например, в тесте «Нарисуй человека» К. Маховер (Machover,
1949), от испытуемого требуется нарисовать человека, а затем — человека противоположного пола.
<Тест «Нарисуй человека» — это
проективная методика, часто используемая психологами для
оценки скрытых мыслей и чувств ребенка.>
5. Методы выбора,
или распределения по порядку,
требуют от испытуемых отбирать или
располагать в порядке предпочтения набор стимулов. Например, тест Сонди (Szondi, 1944) содержит
инструкцию выбирать из предложенных изображений людей те, которые или больше всего
понравились, или больше всего не понравились. В настоящее время подобные методики используются
редко.
Следует добавить, что эти пять категорий проективных методов не являются
взаимоисключающими, и во многих тестах используются две и более из них.
Для лучшего представления о процедуре проведения, обсчете результатов и интерпретации
проективных тестов мы подробнее остановимся на одном из них. Это тест Роршаха, часто
используемый для оценки бессознательных процессов.
Герман Роршах, известный швейцарский психиатр, изобрел «Тест чернильных пятен» в 1921
году. В последующие годы этот тест стал наиболее популярной и широко используемой проективной
методикой (Sweeney et al.,
1987). Тест состоит из десяти карт. Карты содержат изображение
билатерально симметричных пятен, которые Роршах получил, капнув чернила на лист бумаги и сложив
его пополам (рис. 2-4). Пять карт черно-белые, пять — цветные. Каждое пятно отпечатано в центре
карты из белого картона размерами около 18 x 24 см. Тест обычно проводит один и тот же
экспериментатор с одним испытуемым в два этапа. На первом этапе испытуемому предлагают
расслабиться и спонтанно отвечать на тестовые стимулы. Экспериментатор говорит: «Я собираюсь
показать вам набор чернильных пятен и хотел бы узнать, что вы видите в каждом из них». Испытуемый
берет в руки каждую карту (в определенном порядке), рассматривает ее и описывает, что он видит в
этом пятне, что это пятно ему напоминает и на что оно похоже. Экспериментатор записывает все, что
говорит испытуемый о каждом пятне (например: «Это напоминает мне двух медведей, танцующих
вокруг походного костра»). Затем анализируется дословная запись ответов, или протокол.
Экспериментатор также наблюдает за поведением испытуемого во время проведения теста, уделяя
особое внимание тому, какие позы принимает испытуемый и сколько времени ему требуется, чтобы
ответить по каждой карте.
Hosted by uCoz